Правописание гласных в корнях

Орыс тілі және әдебиеті
Правописание гласных в корнях

Мақала авторы: Утепбергенова Акнур Агибаевна
Жұмыс орны: КГУ "СШ №252 имени Г. Н. Ковтунова"
Лауазымы: Учитель русского языка и литературы
Порталға жариялану мерзімі: 08.04.2016


Тема: Правописание гласных в корнях с чередованием –кас- — -кос-,     –бер —  — -бир- и др.

Цель:

  • Познакомить учащихся с правилом правописания чередующихся  гласных в  корнях,
  • научить учащихся владеть способом выбора гласных и-е, о-а при правописании   корней–бер- (– бир -), -мер –   (-мир-), -дер-(дир-), -кос- (-кас-)
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки,  коммуникативные способности   учащихся.Тип урока: комбинированныйОборудование: компьютер, проектор, презентация

    ХОД УРОКА

    1. I. Организационный момент

    Я рада видеть каждого из вас!

    И пусть прохладой осень в окна дышит,

    Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

    Друг друга любит, чувствует и слышит

    Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать  очень важный раздел языка – ОРФОГРАФИЮ.

    II.ОБОБЩЕНИЕ И  ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

    С некоторыми законами орфографии вы уже знакомы, например правописание безударных гласных в корне

    Ты будь внимателен, мой друг,

    В  словах есть безударный звук:

    НОРА, ЖАРА, ДОМА, СОСНА–

    Одна из гласных не ясна.

    ВОДА, МОСТЫ, ТРАВА, ГЛАЗОК,

    ГРОЗА, ДВОРЫ, РОСА, КОМОК,

    ОСА, КОСА, МОРЯ, СОВА.

    Проверить надо все слова!

     

    1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.

    А сейчас, ребята, мы с вами приступим к осуществлению проекта «НОВОСЕЛЬЕ». Мы отправимся на новоселье к корням с чередующимися гласными.

    Итак, посмотрим внимательно на слова  и попробуем найти закономерность, согласно которой, в корне написана та или иная буква.

    Словарный диктант

    Макать сухарик в чай, выровнять дорогу, уравнение, непромокаемый плащ, равномерные колебания, подровнять грядки, сравнение, равнение в рядах, обмакнуть перо, промокательная бумага, подровнять волосы, уровнять в правах,  подравняться в строю, равнина, равнозначные величины.

     

    III.ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ 

    Скажите, все ли безударные корни  можно проверить ударением? (предполагаемый ответ: нет. Есть еще словарные слова). Это верно, но есть слова, которые пишутся по другим правилам, и эти правила нам сегодня необходимо вывести самостоятельно.

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

    Собираться – соберу

    Застилаю  – застелю

    Блистать  — блестеть

    Сравните написание этих слов и ответьте на вопрос. Почему в однокоренных словах пишутся разные гласные?  (предполагаемый ответ: исключения, ошибка…).

     

    Многие из вас уже дали правильные ответы, ну а для тех, кто еще в поисках правильного решения, небольшая подсказка.

    Конечно, написанием этих корней командует суффикс –А-.

    Распределительный диктант

    Над первой колонкой напишите гласную -И, над второй – Е.

    Я диктую слово, вы думаете, какая гласная пишется в корне и записываете слово в нужный столбик, графически комментируя свой выбор. Начинаем:

    Пробирались, выдирать, отмереть, убирается, уберу, заблестеть, блистать, выжигаю, выдернул, перестелил, заперли, застилать, блистательный, стереть, замирают.

    А теперь проверим правильность выполненного задания

    Проверка. В каких словах пишется И?

    Пробирались

    выдирать

    убирается

    блистать

    выжигаю

    застилать

    блистательный

    замирают

     

    Прочитайте слова, в корне которых пишется Е.

    отмереть

    уберу

    заблестеть

    выдернул

    перестелить

    заперли

    стереть

     

     

    Ну, что ж вы прекрасно справились с заданием, и нам остается выделить корни. Предлагаю, расселить их следующим образом, 3 этаж у нас займут корни, которыми руководит суффикс. В одно окошко-квартиру мы вписываем корни с И, в следующее корни с Е, место экономим, так как, предвидится подселение соседей.

    И Е
    -мир-

    -бир-

    -блист-

    -дир-

    -стил-

    -пир-

    -мер-

    -бер-

    -блест-

    -дер-

    -стел-

    -пер-

    — А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения.  Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

    Прочитайте внимательно.

    Сегодня мы к…снемся темы «Мой дом». Устный рассказ должен  к…саться заданной темы. Мысли пол_гается изл_гать последовательно и чётко. Предл…жения должны быть хотя и распространёнными, но не слишком длинными.

     

    Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно и здесь «работает» какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

    Ответы учащихся. (Применяем то же правило, что и в корнях с чередующейся е-и)

    Давайте, ребята, запишем слова, из предложения, выделим корни и поселим их в наш  терем, соблюдая правила «расселения». В левое окошко мы  записываем корни с буквой «а»,т. к  рядом суффикс А, в правое окошко мы поселим корни с буквой «о». так как суффикса А — нет.

     

    Третье окно пустеет, и мы поселим туда слова, которые не хотят подчиняться суффиксу, но являются родственными тем, которые мы сегодня изучали, Это слова исключения. Их написание необходимо запомнить.

    1. Закрепление

    -Физкультминутка. «Грамматическая зарядка»

    Задание: если в корне «а»- хлопаем в ладоши, если в корне «о» — поднимаем руки.

    Прил…гать усилия.

    Сл…жить вещи.

    Отл…жить празднование.

    Возл…гать надежды.

    Предл…жить блины.

    Безотл…гательное дело.

    К…снуться чуда.

    Точки соприк…сновения.

    Не к…саются влаги.

    Распол…жить у костра.

    Радостное предпол…жение.

    К…саться рукой.

     

    Я предлагаю вам составить небольшой  рассказ о своем доме, о том, как вам там хорошо, уютно и радостно.

    Составление текста по опорным словам и словосочетаниям

    Распол_гаться по улице, предл…жить чаю, в доме соб…раются, дорога прост…рается, вид (из окна) расст…лается,  старших поч_тают, уб_рать, прот…рать, к..саться, пол…гать, зап..х, уют, защ…щенность, ж..вут, радос..ные события, бли..кие люди.

    А для творческого настроение, я попрошу вас выполнять эту работу под музыку, вдохновляясь изображениями сказочных домиков. (Звучит классическая музыка.)

    Чтение 2- 3 работ

    1. Y. Домашнее задание

    Упражнение № 230

Конкурстар мен олимпиадалар - https://talimger.kz

Республикалық қашықтық олимпиадалар — http://clever.zti.kz

Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар — https://ukz.kz

Конкурстар, конференциялар және олимпиадалар — https://tarim.kz

Халықаралық семинарлар, олимпиадалар мен конкурстар — https://mriks.ru

Халықаралық педагогтар ассоциациясы - https://iae.su

Атаулы ертегілер - https://hansunqar.kz