Наркомания. Токсикомания. Курение. Пагубность вредных привычек

Валеология
Наркомания. Токсикомания. Курение. Пагубность вредных привычек

Мақала авторы: Сатанова Айнур Бейсембаевна
Жұмыс орны: КГУ "Индустриально-технический колледж № 2, город Степногорск" управления образования Акмолинской области
Лауазымы: преподаватель биологии
Порталға жариялану мерзімі: 12.02.2016


Ақмола облысы білім басқармасының
«Степногорск қаласы, №2 индустриалдық-техникалық колледжі» КММ

КГУ «Индустриально-технический колледж №2, город Степногорск»
управления образования Акмолинской области

Методическая разработка урока на тему:

«Наркомания. Токсикомания. Курение.
Пагубность вредных привычек»

Разработала преподаватель биологии
КГУ «Индустриально-технический колледж №2, г.Степногорск»
_________ А.Б.Сатанова

Степногорск, 2016
План урока

Тема: Наркомания. Токсикомания. Курение. Пагубность вредных привычек.
Цели урока: Создать представление о том, каким образом вредные привычки могут повлиять на развитие личности. Выработать у учащихся умение принятия самостоятельных решений в отношении курения и предвидеть последствия своих решений
Образовательная:
дать понятие о вреде наркотиков, никотина и летучих веществ организму человека
Развивающая:
расширить валеологические знания и кругозор учащихся; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.
Воспитывающая:
стимулировать творческое отношение к изучаемому предмету посредством восприятия фактического, информационного, иллюстративного материала.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковые, проблемные, наглядные.
Форма организации: групповая.
Вид занятий: изучение нового материала.
Межпредметные связи: медицина, анатомия, биология, экология человека.
Материально-техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска «Aktivboard», презентация урока (MicrosoftPowerPoint), заспиртованный эмбрион и сердце человека, карточки, тесты, психологические графические тесты, шар, ватманы, маркеры.
Ведущие понятия:
1. Литература основная: . Б. Н. Чумаков «Валеология» (курс лекций), М., 1997г. С.76.
2. Литература дополнительная: И.М. Губкин «Здоровье человека», Омск, 1998г.
План урока
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление
5. Обобщение
6. Рефлексия. Подведение итогов
7. Домашнее задание

Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка посещаемости по журналу. Контроль выполнения домашнего задания. Объявление темы, цели, задачи урока, первичная мотивация. Разделение группы на малые творческие группы.
2. Проверка домашнего задания
Тестирование «Венерические заболевания и их профилактика. Аборт. Алкоголизм. Атеросклероз.»
1. Сколько существует факторов определяющих генез злоупотребления алкоголизмом?
А – 4
Б – 3
2. Установка на привычное употребление алкоголя. Экономическая самостоятельность и бесконтрольность. Какой это фактор
А – установочный на пьянство
Б – фактор особого положения
3. Как называется третья стадия алкоголизма
А – энусфалопатическая
Б- неврастеническая
4. Какой орган выполняет антитоксическую функцию в организме
А – пищевод
Б – печень
5. Какое ИППП вызывается бледной трипонемой
А – сифилис
Б – гонорея
6. Кто обнаружил возбудитель – микроб гонореи – гонококк,
А — Альберт Найсер
Б — Шаудин и Гофман
7. представляет собой поражение артерий, при котором на их внутренней поверхности возникают многочисленные желтоватые бляшки, содержащие большое количество жировых веществ, особенно холестерина и его эфиров.
А – ишемическая болезнь сердца
Б – атеросклероз
8. Аборт вне лечебного заведения называется:
А – искусственный
Б- криминальный
9. Самопроизвольный аборт происходит в сроки до:
А – 28 недель
Б-12 недель
10. непреднамеренное прерывание беременности, возникшее без какого бы то ни было вмешательства самой беременной или других лиц в целях прерывания беременности это:
А – самопроизвольный аборт
Б – искусственный аборт
Бальная шкала: 5 отв–1,4 б
6 отв-1,5 б
7 отв-1,6 б
8 отв-1,7 б
9 отв- 1,8 б
10 отв – 2,0 б
Ключ к тесту: 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9- 10

3. Изложение нового материала.
План:
1. Наркомания.
2. Токсикомания.
3. Курение.
4. Пагубность вредных привычек

Задание № 2 Работа с текстом «Исповедь малолетнего наркомана».
«Я конченый человек», — заявил сотрудникам а полиции двенадцатилетний подросток,задержанный при попытке кражи. В отделении полиции, куда был доставлен малолетний воришка, выяснилось, что зовут его Дима и в Алматы он прибыл из далекого Актау. Осмотрев задержанного более тщательно, полицейские пришли в ужас — этот мальчик, несмотря на свое малолетство, уже являлся хроническим наркоманом.
Когда наша «шестерка» подъехала к зданию РУВД, я уже знал, что меня ждет встреча с наркоманом-малолеткой. Войдя в кабинет, я увидел Обычного подростка, сидящего на стуле.
Единственное, что в нем было не обычно — это глаза, которые смотрели на меня изучающим взглядом взрослого человека. Задав ему первый свой вопрос, я понял, что не только глаза, но и мышление намного опережает его возраст. Когда же я прослушал до конца его исповедь, это обстоятельство уже не было для меня загадкой. На своем веку этот ребенок повидал больше, чем иные взрослые за всю жизнь.
— Дима, скажи, пожалуйста, зачем ты приехали
Алматы?
— Хотел повидаться с матерью. Она тут под Алматы, в поселке Жагаушты сидит за торговлю наркотиками. Также думал » свиданку» со старшим братом взять. Он тоже тут неподалеку, в Заречном, за грабежи срок тянет. Только вот что-то никак не
могу с ними повидаться. Все время что-то не срастается.
-Давно ты здесь?
— Да уже почти два месяца — по подвалам да по чердакам слоняюсь. Успел побывать в приемнике-распределителе, да повезло мне, в первый же день сбежал.
— Наркотики давно употребляешь?
-Да, уже почти четыре года — с восьми лет. У меня же мать ими торговала. Поначалу воровал у нее понемножку и менял на что-нибудь или продавал старшакам. Как-то они мне предложили и самому попробовать. Яне отказался. Позже стал воровать их уже для себя. Так продолжалось несколько месяцев. Привыкания я не чувствовал — наверное потому, что наркотики были всегда, поэтому когда в один прекрасный день решил завязать — очень удивился, почувствовав ломку. Вы себе даже представить не можете, что это за состояние. Кажется, будто каждая клетка твоего организма разрывается на части. Как будто кто-то грызет тебя изнутри. Адская боль — выдержать ее человеку не под силу. Именно тогда я понял, что мне никогда уже не слезть с иглы.
Примерно еще год меня выручали наркотики, которые я по-прежнему воровал у матери. Когда ее посадили, дела стали совсем плохи. Наркотиков нет, денег на их приобретение — тоже. Какое-то время помогали друзья-наркоманы. Когда кредит закрылся — пришлось добывать деньги самому.
— И где же ты их добывал?
— По-разному.Подрабатывал на вокзале носильщиком, подсказывал за небольшую плату приезжим, как найти нужный им адрес в Актау, просил милостыню, иногда воровал по мелочаму бабушки, с которой я жил после ареста матери. Несколько раз со своими, более старшими товарищами «кидал» квартиры. Как ни странно мне везло — нас ни разу не поймали.
— И долго ты так промышлял?
— Около двух лет, почти до самого отъезда. Попался я на мелкой краже, именя отвели в полицию, а там, узнав, что я наркоман, отправили в наркодиспансер на излечение. Только глупости это все — такого человека, как я, вылечить уже невозможно. Сбежал я оттуда и рванул на попутных товарняках в Алматы. Здесь жил тем же, что и в Актау — мелкими кражами и милостыней. Вот как видите, попался- хотел у одного лоха пятьсот тенге из кармана вытащить. Он, можно сказать, сам меня
спровоцировал — положил их так, чтобы все видели, ну, в общем, грех не взять. Я только потянулся, а он хватъ меня за руку — и в ментовку. Остальное вы знаете.
-Дима, как я понял, приехав в Алматы, ты никого здесь не знал. Как же ты умудрялся находить наркотики?
— Вот уж что-что, а это не проблема. Я вам наркомана в толпе за десять метров вычислю. А там уже дело техники. Если у тебя есть деньги и пообещаешь его уколоть — он тебе в любое время наркотик найдет.
-Какие наркотики ты в основном употребляешь?
— В основном героин, конечно. А так начал с ханки, ну то есть опия. Приходилось пробовать и эфедрин, и калипсол, и таблетки там разные. Сейчас если нет денег на героин, все равно ханкой врезаюсь, да только проблем с ней в последнее время много стало — то не
найдешь нигде, то какую-нибудь бодяжную толкнут. Вот на днях видимо такую и подсунули. Укололся, и гнить начал.
— Как это — «гнить начал «?
— Ну, это (задрав рукав рубашки показывает воспаленную, загнивающую язву и опухоль размером с куриное яйцо), как левой ханкойширнаиься, сначала трясти начинает, а потом то место, куда укололся, воспаляется и нарывает. Как говорят, начинается заражение, от него и умереть можно, У меня уже пару раз такое было, но, как видите, пока живой. Надеюсь и в этот раз пронесет.
-Дима, как ты представляешь себе свою дальнейшую жизнь, если, как ты выразился, «и на этот раз пронесет»?
— Ну скорее всего снова отправят в лечебницу, только я оттуда все равно сбегу. Я ведь знаю, что жить мне осталось не так уж долго-я человек конченый.
■ Проанализируйте данный текст и выскажите свое мнение.
Вопрос 1-й группе:
1. По какой причине судьба Димы сложилась таким образом? Почему?
Вопрос 2-й группе:
1. Кто виновен в том, что Дима сел на иглу? Почему?
Вопросы 3-й группе:
1. Мог ли Дима сделать выбор в отношении наркотиков? Какой?

3.Работа в малых группах «Скажи «НЕТ» наркотикам
Задание 1-й группе:
Выберите из списка человеческих стремлений 5, которые важны для вас.
• Хорошее образование.
• Хорошая работа и карьера.
• Счастливая семья.
• Слава.
• Деньги, богатство.
• Дружба.
• Достижения в искусстве, музыке, спорте.
• Уважение и восхищение окружающих.
• Наука как познание нового.
• Хорошее здоровье.
• Уверенность в себе и самоуважение.
• Хорошая пища.
• Красивая одежда, ювелирные украшения.
• Власть и положение.
• Хороший дом, квартира.
• Сохранение жизни и природы на земле.
• Счастье близких людей.
• Благополучие государства.
Задание 2-й группе:
Лене всегда в пример ставят старшую сестру, ее это уже бесит. Как ей сохранить душевное равновесие?
Послушать музыку
Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!
Принять ванну, вода расслабляет. (желательно с настоем мяты)
Пошуметь, покричать.
Поплакать, это помогает, но не более 10 минут
Почитать, посмотреть телевизор – переключить внимание
Посчитать до 30 мысленно
Сконцентрировать внимание на постороннем объекте
Постараться не думать ни о чем, в течении 20-30 сек.
Заняться спортом (качать пресс), отличный выход для злости.
Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т.д.)
Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину.
Обратиться к психологу, родителям, или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь. Ведь эти люди уже прошли через это.
Обратиться к друзьям за поддержкой.

Задание 3-й группе:
Скажи «НЕТ» на практике. Ваша задача придумать 5 утверждений, чтобы посадить друга на иглу. И 5 форм отказа от наркотиков, чтоб это звучало тактично и убедительно.
Тест
ВАШИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Эта фигурка сознательно лишена всех внешних деталей, у нее нет ничего — ни черт лица, ни волос, ни одежды, ни даже пола. Вам нужно сделать из этой «заготовки» чело¬века, снабдив его всем необходимым для жизни. Рисуйте все, что вы сочтете нужным, не забудьте про фон.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Внимательно посмотрите на ХАРАКТЕР ЛИНИЙ ваше¬го рисунка.
-Если вы СИЛЬНО НАЖИМАЛИ на карандаш или ручку, старательно (возможно, несколько раз) обводя каждую деталь, то можно предположить, что вы при¬верженец традиций и всегда строго соблюдаете все пра¬вила и предписания. Вы боитесь совершить неловкий поступок и выставить себя в дурном свете или оказать¬ся всеобщим посмешищем. Поэтому вы часто ведете себя не так, как вам бы хотелось, предпочитая официа¬льность и регламентированность естественности и простоте.
-Если все ЛИНИИ па вашем рисунке ТОНКИЕ И НЕБРЕЖНЫЕ, то, скорее всего, вы легкий в общении и веселый человек. Однако если ЛИНИЙ ОЧЕНЬ МНОГО и они неряшливо ПУТАЮТСЯ и налезают друг на друга, то это значит, что вы слишком легкомысленный и ветреный человек, что называется, без царя в голове.
Теперь остановимся па тех ДЕТАЛЯХ, которыми вы снабдили свой рисунок.
• Если вы сделали главный упор на ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, тщательно прорисовав все детали лица, конечностей, волос и так далее, то это говорит о вашем желании нравиться противоположному иолу. Чем рез¬че ваш рисунок, тем активнее вы себя ведете на лю¬бовном поприще. Вы не представляете себе жизни без любви, а любовь — без секса.
* Если вы основное внимание уделили ОДЕЖДЕ ЧЕ¬ЛОВЕКА, то это означает не что иное, как ваш страх быть самим собой. Вы стараетесь спрятать от людей свою истинную сущность, все время играете какую-то роль, придумываете себе имиджи, лишь бы никому не показать себя настоящего. Возможно, это следствие вашей ранимости — вы не хотите, чтобы вам причинили боль. Или же вы не уверены в себе, стеснительны и робки. Как бы там ни было, вы оберегаете от окружающие свой внутренний мир, поскольку это ваше главное бо¬гатство.
• Если вы нарисовали рядом с человеком другого ЧЕ¬ЛОВЕКА, СОБАКУ, какое-то иное ЖИВОТНОЕ то сразу можно понять, что вы нуждаетесь в общении
Для вас главная жизненная ценность — это отноше¬ния с другими людьми, любовь, дружба, взаимопони¬мание.
• Если вы нарисовали рядом с человеком ДОМ, то это говорит о вашем стремлении достигнуть хорошего по¬ложения в обществе, для вас очень важен социальный статус.
Все ПРЕДМЕТЫ БЫТА, нарисованные вами рядом с человеком, говорят о том, что ваши жизненные ценно¬сти лежат в материальной плоскости

Токсикомания. Что это такое?
-Токсикомания – вдыхание «летучих наркотически действующих веществ» ЛНДВ.
-Средний возраст потребителей продукции химической промышленности – 8-15 лет.
-К ЛНДВ относятся все токсичные вещества различных химических групп, употребляемые как ингалянты, путем вдыхания: Эфир, бензин, растворители, лаки, клеи.
-У тех, кто нюхает растворители -1-2 месяца, — разрушаются внутренние органы – головной мозг, нервная система.
-Те, кто нюхает 1-2 года – становится инвалидом.
Действие ЛНДВ
Опьянение происходит после нескольких вдыханий. Дозу определить практически не возможно в зависимости от препарата, глубины вдоха, задержки дыхания. Ограничительными реакциями служат головная боль, сжатие головы, тошнота.
В опьянении выделяют 3 фазы:
1фаза – похожа на алкогольное опьянение: шум в голове, подъем настроения.
2фаза – фаза благодушного веселья, беспечности и легкости.
3фаза – фаза «мультиков», наплыв галлюцинаций, в основном зрительных

Что же заставляет детей становиться на путь токсикомана? (Как вы думаете?)
— Любопытство.
— Страх перед насмешками со стороны сверстников.
— Острота новых ощущений.
— Стремление не отставать от сверстников.
— Не желание показать себя «боягузом»
4.Мозговая атака «Курение. Это вредно или модно?»Учитель берет шар и кидая его игрокам просить их назвать известные марки сигарет. Назватефакторы, влияющие на курение и обсудите в группе, “Почему люди курят”, как можно отвыкнуть от курения? С каждой группы выступает 1 спикер.
4.Обобщение.
Демонстрация видеофильма «Безвредных сигарет не бывает»
Притча о бабочке. В древности жил – был мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу ее мудрецу, потом спрошу его как он думает живая у меня в руках бабочка или мертвая? Если мудрец скажет, что живая, я сомкну ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
5.Защита проектов.
Задание 1-й группе:
«Наркомания»
Задание 2-й группе:
«Токсикомания»
Задание 3-й группе:
«Курение»
6. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
2,0б-1,8 – «5»;
1,7б-1,6б. – «4»;
1,5б.– 1,4 б.– «3».
7. Домашнее задание.
1. Б. Н. Чумаков «Валеология» (курс лекций), М., 1997г. С.76.
2. Подготовьте сообщение по данной теме.

Конкурстар мен олимпиадалар - https://talimger.kz

Республикалық қашықтық олимпиадалар — http://clever.zti.kz

Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар — https://ukz.kz

Конкурстар, конференциялар және олимпиадалар — https://tarim.kz

Халықаралық семинарлар, олимпиадалар мен конкурстар — https://mriks.ru

Халықаралық педагогтар ассоциациясы - https://iae.su

Атаулы ертегілер - https://hansunqar.kz