Методика внедрения модуля «Критическое мышление» в серию последовательных уроков [Педагогика]

Автор статьи : Гаухар К.
Организация : "Малонарым орта мектебі" КММ
Должность : Орыс тілі және орыс әдебиеті пәні мұғалімі
Дата : 10.03.2016
Издатель : Айжан Т., Автор
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация

В современной педагогике сформировалось мнение, что, «обучать нужно с помощью действий, а не слов». Крылатое выражение знаменитого китайского философа Конфуция: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и , возможно, я запомню, вовлеки меня, и я пойму» по сей день не потеряло своего значения. Значение понятия «учитель – наставник, ученик – обучающийся» изменяется в связи с новыми требованиями времени. В данный момент значение этого понятия :«учитель – это консультант, наблюдатель, который направляет , дает возможность для самостоятельного обучения ученика». Основная идея 3-х уровнего обучения в повышении квалификации педагогов является интегрирование семи модулей. Идеи этих модулей взаимосвязаны между собой, но особое внимание привлек модуль критического мышления.

Модуль критического мышления по программе Кембриджа считается одним из важных модулей программы. В программе обучения модуль « критическое мышление» рассматривается в двух направлениях: первое, развитие критического мышления у учеников; второе, развитие критического мышления у учителей. Основными теориями этого проекта руководствуются Ж.Пиаже, Л.С.Выготский. Критическое мышление - это «мышление о мышлении». Формы традиционных уроков не дают возможности учащимся мыслить критически. В связи с новыми требованиями времени, мы должны содействовать изменению молодого поколения. Чтобы научить критическому мышлению учащихся, необходимо в первую очередь мыслить критически самим учителям. Идеей курсов, на которых мы обучаемся является разрушение устаревших стереотипов и направление на то, чтобы учителя мыслили по-новому.

Безусловно, что учитель , мыслящий по-новому, будет «идеальным учителем», который воспитает учащихся конкурентоспособными. В программе обучения критическому мышлению особое место занимает воспитание образованного ученика, который может применить свои знания в жизни. В «руководстве» для учителя дано такое определение «Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий, приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  1. сбор релевантной информации;
  2. оценку и критический анализ доказательств;
  3. обоснованные выводы и обобщения;
  4. пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Цель выбора мною этого модуля: изменение мнений учащихся, быть открытым новым идеям и будущему, обучение творчеству, научить учащихся мыслить критически. Для достижения этих целей передо мной встали такие задачи:

  1. сначала исследовать модуль «критическое мышление»;
  2. на уроках чаще использовать интерактивные методы обучения;
  3. сформировать у учащихся самостоятельное видение.

Во время практики при проведении серии последовательных уроков я выбрала 7 класс. Эти учащиеся активны, могут свободно выражать свои мысли, но попав в дискуссию они не могут доказать свою точку зрения, рассуждать, принимать решение. Принимая это во внимание, решила научить их мыслить критически. По учебной программе на тему «Типы сказуемых» отводится 4 часа. Пользуясь новыми методами обучения на этих уроках, старалась пробудить интерес к предмету у учеников. Каждый урок начинали с «Круга радости», который раскрывал мысли учащихся и в результате положительно воздействовал на критическое мышление учащихся. Применение на каждом уроке «круга радости» оказалось удачным. Например, в качестве домашнего задания было задано: написать одним предложением пожелание своим соклассникам и в этих пожеланиях найти грамматическую основу. Была удовлетворена тем, что даже через эмоциональный настрой можно воздействовать на учеников в определении темы урока. Главное, выбрать правильную форму проведения «круга радости», соответствующую теме. Еще больше я убедилась в этом, когда ученик А сказал: «Мы,оказывается, даже играя учим уроки». После высказывания ученика было понятно, что он начал анализировать свои действия, т. е. Начал мыслить критически. Еще хочу заметить, что когда ученик высказал мнение по поводу своих действий, возник диалог с учителем, т.е. здесь идет внедрение диалогового обучения. Этот метод очень понравился учащимся. На последующих уроках они были в ожидании того, в какой же сегодня форме будет проведен круг радости. На одном из этих кругов радости меня и своих соклассников очень удивил ученик С, взятый мною под наблюдение. Этот ученик замкнут в себе, старается держаться в стороне, лишний раз даже не скажет и пары слов.

В результате применения на уроках новых методов обучения повлияло на изменение ученика в целом. Теперь он мог выражать свои мысли. Это было понятно, когда он вышел из круга и подошел ко мне с пожеланиями, чтобы мои уроки всегда были интересными, также пожелал мне успехов в работе, чего он никогда не делал. Этим самым ученик вступил в диалог с учителем.

Результаты научных исследований показывают , что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали , что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается , что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Я поняла, что создание проблемной ситуации в обучении критическому мышлению для определения темы и целей урока наиболее успешными оказались «Мозговой штурм», «Жигсо», «Венн диаграмма», которые значительно шире раскрывают творческие способности учащихся и положительно влияют на действия учеников.

Очень важным оказалось диалоговое обучение с заданиями , направленными на парную, групповую работу в обучении критического мышления серии последовательных уроков. Например, на 4 уроке на стадии осмысления по стратегии «Думай - Объединяйся – Делись» заметила, что в выполнении задания принимали участие ученики не только уровня А,В, но и С. Доказано, что эта стратегия помогла слабым ученикам с помощью сильных учеников преодолеть трудности в выполнении заданий. Ярким примером служит «Защита постеров». На данном этапе шло параллельно внедрение модуля «Управление и лидерство». Выполняя роль консультанта старалась создать условия для самостоятельного изучения темы. После определения изучаемой темы на интерактивной доске были подготовлены примеры предложений на тему «Типы сказуемых». Пользуясь этими предложениями , предложила им создание собственного правила. Составленными правилами они доказали,что правила данные в учебнике намного сложнее. Спикер группы, выбранный методом большого пальца, ученик уровня А сказал: «Правило данное в учебнике очень трудное для запоминания, а правило, которое составили мы очень легко запоминается и легко его применять при выполнении заданий, потому что это правило мы взяли не из книги и не вы объясняли эту тему, а мы сами создали собственное правило». Этим самим учащиеся, объединившись, мысля критически, провели небольшую практическую работу. Для учеников, также как и для меня их новые идеи были очень ценны. Они разобрали идею новой темы и поняли ее, оказывали помощь друг другу и было понятно, что мною был выбран правильный метод.

Таким образом, учащиеся доказали правоту слов ученого Мерсера, что исследовательская беседа является самым важным , основным, ценным типом беседы. (Мерсер,2000). При изучении новой темы по стратегии ЖИГСО я раздала каждой группе текст, в результате были сделаны все 4 шага этой работы. Сначала учащиеся читали текст каждый индивудуально, после этого обсуждали в паре, потом в группе искали ответы на возникшие вопросы по тексту, стараясь помочь друг другу. Эта стратегия была приемлима тем, что появилась возможность оказать помощь слабым ученикам и объяснить им то, что не было усвоено ими и это было положительным моментом этой стратегии. Следующий четвертый шаг работы в группе не составил никакой трудности, наоборот, помог проявить активность учащихся, особенно попали в поле зрения спикеры групп. Каждый из членов групп в зависимости от возрастных особенностей выдвигают свои идеи. Эти идеи дальше развивают талантливые и одаренные , дополняя, рассматривая с разных точек зрения и более свободно выражая свои мысли. Трудностями при оценивании друг друга были не совпадение итоговых оценок, проставленных спикерами групп. Если бы каждый ученик подошел бы к этому серъезно, критически, то не было бы завышенных оценок. Чтобы вступить в обратную связь с учениками, наиболее верным решением было провести работу внутри «черного ящика», т.е. правильная постановка вопросов, обсуждение критериев вместе с учениками, после этого каждая группа оценивала друг друга справедливо. На последующих уроках при оценивании уже не наблюдалось подобное возникновение трудностей и эта работа проводилась вполне удачно. Теперь каждый ученик подходил к этому очень ответственно и справедливо оценивал свою работу. Главным условием оценивания было их комментирование.

Особенно  важным было при оценивании , указывать причины выбора этих оценок, чтобы учащиеся имели представление о проделанной работе и это понимание, доверие к друг другу содействовало воцарению дружественной атмосферы в классе. Можно сказать, что здесь идет тесная связь критического мышления с модулем «Оценивание для обучения и оценивания обучения». Наблюдается наличие обратной связи. Чтобы определить на каком уровне находится ученик и чтобы дальше его обучать, мною были использованы на уроках такие виды оценивания, как «Светофор», «Две звезды, одно пожелание», «Метод большого пальца», а также словесная похвала, поощрение. Эти методы дают возможность проведения анализа своих работ.Отвечая на вопросы «Что я узнал?», «Чему научился?», «Что я не понял?» принимают активное участие в рефлексии. Положительно влияют на создание дружественной атмосферы в классе: постоянная похвала, поощрение, взаимооценивание, физминутки. Также понравилось ученикам критериальное оценивание.Один из учеников уровня В по поводу критериального оценивания выразил такое мнение: « Мне очень понравилось оценивать с помощью критериев, так как я при таком виде оценивания могу различить справедливо или несправедливо оценили меня».Это высказывание яркий пример развития критического мышления у учеников.До применения этих видов оценивания учащиеся считали, что учитель единственное оценивающее лицо. А сейчас они поняли, что могут оценивать сами себя, других и поэтому проявляют активность в участии этого процесса. У спикеров групп появилась возможность проявить лидерство, благодаря оцениванию своих соклассников по определенным критериям.

Во время группового обучения у некоторых учащихся появлялась возможность свободно излагать свои мысли, слабые учащиеся тоже могли принимать участие в совместной работе, внося свой вклад по мере возможности и при этом быть заинтересованными в выполнении заданий. При проведении рефлексии мною были использованы стратегии «Инсерт», «Венн диаграмма», «Знаю, хочу узнать, узнал», также проводила рефлексию с помощью стикеров. На этих стикерах учащиеся могут поделиться своими впечатлениями об уроках, выразить свое настроение.Например, «Мне очень понравился урок» или «Были бы почаще такие уроки», «Особенно мне понравился «Круг радости». Подводя итоги хочу сказать, что на всех четырех уроках старалась внедрить все семь модулей и связать их друг с другом. В результате было понятно, что эти семь модулей тесно переплетаются друг с другом и разграничить их друг от друга практически невозможно.Также мною учитывались достижения, которые радовали меня и недостатки, которые занимали место в моей работе. Причинами этих недостатков являются: ограничение времени, соперничество групп, медленное переключение внимания на урок после проведения эмоционального настроя.Чтобы преодолеть эти препятствия и создать дружественную атмосферу, мы постоянно обращались к правилам работы в группе, созданными учащимися.

Делая выводы о своих уроках могу сказать, что проведенная работа была плодотворной, так как мне удалось взять под управление такой модуль, как «Критическое мышление» в тесной взаимосвязи с другими модулями. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. В связи с этим процесс обучения критическому мышлению дал мне такие результаты:

  1. вовлечение в процесс обучения всех учащихся и проявление интереса к предмету;
  2. работая в группе, научились быть ответственными в коллективе, работали творчески, умели создать дружественную атмосферу в классе;
  3. На основе диалогического обучения у учащихся сформировались навыки выражения собственных мыслей, идей, оказания помощи друг другу;
  4. Научились мыслить критически, выявлять, указывать недостатки и достижения при оценивании и взаимоценивании;
  5. У учащихся появилась возможность определения и развития формирования навыков понимания, мышления и говорения;
  6. Научились мыслить критически.

Думаю,что в будущем в процессе обучения критическому мышлению интегрируя его с другими модулями смогу воспитать сформированную индивидуальную личность, которая может предъявить доказательства правоты своей мысли и умеет при этом подвергать сомнению идеи других. Для этого необходимо, в- первую очередь, хорошо изучить методы обучения, прислушиваться к «голосу ученика» и постоянно заниматься развитием обучения учащихся.

Литература:

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. – WWW.cpm.kz.
  2. Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание. – WWW.cpm.kz