Кочевая цивилизация. Великий Шёлковый путь

Тарих
Кочевая цивилизация. Великий Шёлковый путь

Мақала авторы: Коростелева Елена Васильевна
Жұмыс орны: Интернациональная средняя школа Тимирязевского района СКО
Лауазымы: Учитель истории и права
Порталға жариялану мерзімі: 01.06.2017


Урок по истории Казахстана в 10 классе

 Тема: Обобщение и закрепление по разделу «Кочевая цивилизация. Великий Шёлковый путь»

 

Цель урока: Обобщение и закрепление знаний по разделу «Кочевая цивилизация. Великий Шёлковый путь»

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить изученное по теме — Кочевая цивилизация. Великий Шёлковый путь. Какова взаимосвязь кочевой и осёдлой цивилизации, между населением, населяющим средневековый Казахстан. Показать роль и значение ВШП в развитии городов, торговли, культуры среди народов и государств, находящихся на пути его следования.
  2.  Развивать память, культуру речи, навыки критического мышления,творческую  активность учащихся; умение работать с картой, схемами, таблицами, кластером; работать в парах, микро-группах, аргументировать, делать вывод.
  3.  Воспитывать в духе патриотизма, гражданственности, уважения к истории и культуре кочевников – далёких предков казахского народа. Воспитывать у учащихся здоровый дух соперничества, чувство коллективизма.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний по разделу

Форма урока: Урок-путешествие (нетрадиционной форме с применением семи модулей программы «Эффективное обучение»)

Методы:общеклассный, индивидуальный, дифференцированный (работа в парах, микро-группах)

Оборудование:Учебник история Казахстана 10 кл., ТСО, применение ИКТ (показ слайдов презентации), карта средневекового Казахстана, карточки, таблицы, картинки, плакаты, маркеры.

Основные понятия/ ключевые слова: «Цивилизация кочевников»; «Номады», «Великий Шёлковый путь – путь сотрудничества»

ХОД УРОКА:

1. Орг.момент.   (1 мин.)

Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок. (применяется «Дерево Блоба»)

2. Вводно-мотивационная часть.(2 мин.)

Вопрос к учащимся: Кого называют «кораблём пустыни»?

Ответ: это караван верблюдов.

Картинка с изображением каравана верблюдов.

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по трассам ВШП.

Проявим свои знания

План маршрута:

  1. «Город Учёных».
  2. «Страна Великой Степи».
  3. «Селение «Ата-Мекен».
  4. «Город Купцов».
  5. «Дворец Сокровищ».

3.Обобщение и закрепление изученного.

1-я остановка —  «Город Учёных».

Историческая разминка   (5-7 мин.)

(Учитель кидает мячик каждому учащемуся по очереди и задаёт вопрос)

1.Легендарный праотец казахского народа (Алаш)

2.Коллектив кровных родственников ведущих своё начало от общего предка (Род)

3.Объединение больших родов (Племя)

4.Племенные объединения на основе кровнородственных отношений (Жузы)

5.Казахская родословная, генеалогическое древо (Шежире)

6.В казахском понимании «страна проживания»  (Ел)

7.Патриотический акт приняты Лидером Нации ко Дню Независимости РК (Мәңгілік Ел)

8.«Золотой человек» арх. Находка относился к группе племён (Саки)

9.Термин «номад» означает (Кочевник)

10.Родовой знак (Тамга)

11.Креймо на животных (Тавро)

12.Собрание кочевой знати (Курултай)

13.Общественный строй у кочевников (Военная демократия)

14.Ювелирный стиль (Звериный, полихромный)

(5-7 мин.)

Задание: Учащиеся образовывают две группы «Кочевники» и «Оседлое население».

1.Дать определение «Кочевая цивилизация»

2.Указать лишнее из строки. Ученые, изучавшие кочевую цивилизацию.

1-я гр.  – Геродот, И. Кант, Е.Букетов, Монтескье, Владимирцов, А.Маргулан, Л.Гумилёв — (Букетов, Маргулан)

2-я гр. – Гегель, Х.Алпысбаев, А.Тойнби, С.Толстов, К.Сатпаев, К.Акишев, А.Смит — (Алпысбаев, Сатпаев)

3.Привести в соответствие. Регионы и типы хозяйства – скотоводство.

Кочевое   —  1.      Юж.Казахстан, горы Каратау, Сырдарья,Чу,Талас.   (Пр.Оседлое)

Полукочевое –      2.     Мангыстау, Зап. И Центр.Казахстан  (Пр. кочевое)

Оседлое —      3.     Жетысу, Вост.Казахстан, Зап.Алтай.       (Пр. полукоч.)

 

2-я остановка «Страна Великой Степи» (5 мин.)

Задание:Найти отличия и сходства кочевого и оседлого населения.

Построить и заполнить «Диаграмму Вена». Каждая группа делает презентацию своей работы на плакате.

 

3-я остановка «Селение «Ата-Мекен». (7 мин.)

Учащиеся создают три пары: Младший, Средний и Старшийжузы (при помощи картинок животных)

Работают в парах.

Задание:

1. Назвать территорию жуза и показать на карте.

Младший жуз – С/З и Ю/З Казахстан

Средний жуз – С. С/В. И Ц. Казахстан

Старший жуз —  Ю. Ю/В Казахстан

 2. Заполнить схему- кластер :

Схема-кластер: «Общественный строй / социальная система  в казахском обществе»

 3. Найди пару: Система правления и общественный строй у казахов.

Аул —                                     Аулбасы

Ата-аймак —                          Аксакал

Арыс —                                   Бии

Род —                                      Рубасы

Улус —                                    Султан

Жуз —                                     Хан

Ханство —                              Великий хан.

Оазис — «Музыкальная разминка» (1 мин.)

 4-я остановка «Город Купцов»  (2-3 мин.)

Задание. Заполнить таблицу. Учащиеся работают в парах и микро-группах.

Товары, продаваемые по ВШП Главные ветви ВШП на территории Казахстана, города Распространение

религий по ВШП в Казахстане (периоды)

Учёные средневековья, освоившие мусульманскую культуру
Пара:

Жасмин, Ника

 

Шёлк, ткани, пряности, фрукты, овощи, специи, лошади, ред. животные и птицы, фарфор, слоновая кость, ювелирные изделия и др.

 

 

М-группа:

Улан, Темирлан

Жетысу–гл ворота на Восток. (Тараз, Алматы, Жаркент, Алмалык, Кулан, Мерке, Койлык)

 

Юж. Каз-н – гл. ворота на Запад.(Тараз,Испиджаб, Шавгар,Шаш,Шымкент,

Отрар,Сыган, Сайрам,

Сауран,Туркестан, Талгар)

Пара:

Дарина, Мариям

 

Зороастризм

Буддизм   / 6-8в.

Манихейство /

Христианство / 7-8вв.

Ислам / 8-10вв.

1 ученица: Анита

 

 

Аль-Фараби

Юсуф Баласагуни

Аль-Хорезми

Махмуд Кашгари

Задание. Тесты закрытого типа на тему «ВШП». (прилагается)  (5-7 мин.)

5-я остановка «Дворец Сокровищ»

(изображение Интернациональной СШ с учениками –выпускники 9 класса. Вывод:  Вы — дети, учащиеся и  ваши знания – это наше бесценное сокровище)

 4. Итоги урока. (5 мин.)

1.Рефлексия «Пятёрочка».

Указать на картинке изображение руки, по пяти пальцам (каждый палец- определённая позиция)

— Большой – для меня было важным и интересным…

— Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

— Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

— Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

— Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

— За что бы вы себя могли похвалить?

Психологическое состояние учащихся  — «Дерево Блоба»

2.Оценивание. Взаимооценивание.(карта оценивания раздаётся каждому учащемуся)

Оценка учителем —    отлично,   — хорошо,  — удовлетворительно

3.Домашнее задание.

Написать эссе темы:

1).«Достижения кочевников».

(Исмагулова Н., Нургожаева Ж.)

2). «Вклад кочевой цивилизации в мировую культуру»

(Жаксымбаев Т., Малкаров У., Пустовалова А.)

3). «ВШП – путь сотрудничества» (Сарсенева Д., Каримова М.

 

Тест по теме «Великий Шёлковый путь»

  1. Великий Шелковый путь начинается
  2. у р.Хуанхэ
  3. В Риме
  4. Византии
  5. Шаше
  6. Казахстане

 

  1. Великий шелковый путь начал функционировать как постоянная торговая и дипломатическая артерия в

A) С начала I в. до н.э.

B) С середины II в. до н.э.

C) С конца III в. до н.э.

D) С начала IV в. н.э.

E) С середины V в. н.э.

 

  1. Из Жетысу мимо оз.Алаколь в Монголию в XIII в. проследовал:

A) Н.Пржевальский.

B) Ибн Баттута.

C) А.Дженкинсон.

D) В.Рубрук.

E) А.Перемышльский.

 

  1. Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток был(о)

A) Жетысу

B) Южный Казахстан

C) Приаралье

D) Сары-арка

E) Степь Кыпчаков

 

  1. Одна из ветвей Великого Шелкового пути шла вдоль реки:

A) Иртыш.

B) Урал.

C) Сыр-Дарьи.

D) Ишима.

E) Тобола.

 

6.Конкуренцию Китаю в производстве и торговле шелком составляли:

A) тюрки.

B) согдийцы.

C) уйгуры.

D) карлуки.

E) кыпчаки.

 

  1. Основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города

A) Шаш и Тараз

B) Алмалык и Баласагун

C) Жаркент и Джент

D) Тараз и Испиджаб.

E) Отрар и Сайрам

 

  1. Из Отрара Великий Шелковый путь шел вдоль Сыр-Дарьи в:

A) Джунгарию.

B) Золотую Орду.

C) Кашмир.

D) Бухару.

E) Согдиану.

 

  1. Торговые потоки Великого Шелкового пути угасают из-за:

A) открытия Америки.

B) открытия северного морского пути.

C) падения значения пряностей.

D) распада монгольской империи.

E) открытия морских путей.

 

  1. Великий Шелковый путь пришел в упадок из-за:

A) разрушении Великой Китайской стены.

B) нашествия монгол.

C) появления джунгарского государства.

D) нашествия Надир-шаха.

E) антимонгольских восстаний.

 

Ключи:  1-А,  2-В,  3-Д,  4-А,  5-С,  6-В,  7-Д,   8-В,  9-Е,  10-В.

Конкурстар мен олимпиадалар - https://talimger.kz

Республикалық қашықтық олимпиадалар — http://clever.zti.kz

Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар — https://ukz.kz

Конкурстар, конференциялар және олимпиадалар — https://tarim.kz

Халықаралық семинарлар, олимпиадалар мен конкурстар — https://mriks.ru

Халықаралық педагогтар ассоциациясы - https://iae.su

Атаулы ертегілер - https://hansunqar.kz