К.Г. Паустовский: Старый повар

Орыс тілі және әдебиеті
Торгаева Кульзипа Кумарбековна, К.Г. Паустовский: Старый повар

Мақала авторы: Торгаева Кульзипа Кумарбековна
Жұмыс орны: Шығыс Қазақстан облысы, Зайсан қаласы "М.В. Ломоносов атындағы орта мектебі"КММ
Лауазымы: Бірінші санатты орыс тілі мен орыс әдебиеті мұғалімі
Порталға жариялану мерзімі: 06.05.2019


Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана: Раздел VIII «Сила искусства»

Тема урока: К.Г. Паустовский «Старый повар»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

8С3- определять основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний

8Г2- пересказывать содержание текста с творческими дополнениями

8 Ч3 — формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме или поднимаемой проблеме

8 П4 — писать творческие работы  (в том числе на литературные темы) от лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов

Цели урока:

Все учащиеся смогут: понимать содержание прозаического произведения на основе ключевых слов и словосочетаний, отвечать на «тонкие» вопросы, узнать о судьбе героя рассказа, участвовать в диалоге, расширить словарный запас

Большинство учащихся смогут: определить основную мысль рассказа, отвечать на «толстые вопросы», пересказывать содержание текста с творческими дополнениями

Некоторые учащиеся смогут:  формулировать вопросы, направленные на оценку содержания текста и отвечать на них, выражать своё мнение по теме, оценивать поступки героев, писать творческую работу с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов

Критерий оценивания:

— понимают основную мысль рассказа на основе ключевых слов и словосочетаний, отвечают на вопросы

определяют основную мысль рассказа, пересказывают содержание с творческими дополнениями

— выражают своё мнение по теме, пишут творческую работу с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов

Языковые цели:

Учащиеся могут: извлекать информацию из текста, отвечать на вопросы, определять ключевые слова, пересказывать содержание близко к тексту, писать творческую работу7

Ключевые слова и фразы: клавесин, исповедник, чахотка, сторожка, графиня, на окраине Вены, графиня Тун, очистить совесть, одет с изяществом и простотой, сниму тяжесть с вашей души, волшебная сила музыки

Терминология: тема, основная мысль, лирический рассказ, эпитет, сравнение, фразеологизмы.

Полезные фразы для диалога/письма:

Я думаю, что…

Я уверен, что…

Мне кажется, что…

Привитие ценностей: Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к окружающим, доброту, толерантности в рамках общенациональной идеи «»Мәңгілік ел».

Межпредметная связь: Самопознание, литература, музыка.

Навыки использования ИКТ: Презентация, интернет- ресурсы.

Ход урока:  Начало урока. Организация класса. Психологический настрой.  Приветствие учащихся.

Создание коллаборативной  среды (деление на группы с использованием приёма «пазлы» с изображениями музыкальных инструментов, затем делятся на три группы по видам  инструментов: клавесин, рояль, скрипка)

 

Актуализация ранее полученных знаний

                                      Эпиграф

Прислушайтесь: она звучит везде!

Слепой прозреет и глухой услышит,

Когда всей грудью музыка задышит

И вынесет бескрылого к звезде…

 

Подведение учащихся к теме и цели урока

Звучит музыка (Моцарт «Фантазия ре-минор») ч.1

Приём «ассоциация»

Проблемный вопрос:

-Какие ассоциации возникли у вас, когда слушали музыку?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Предыдущее обучение: Учащиеся умеют извлекать информацию из текста, интерпретировать, владеют достаточным уровнем словарного запаса.

Озвучивание целей урока и критериев оценивания

Середина урока:

(К) Задание на развитие навыков слушания и говорения (на предыдущем уроке учащимся дано опережающее задание познакомиться  с содержанием 1-2 частей рассказа)

Стратегия « «толстые» и «тонкие» вопросы»:

— Где происходят события?

-С кем жил старый повар?

— Какое настроение создаётся в начале рассказа?

-Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?

-Опишите дом, в котором жил старик?

-Каким человеком в жизни был старик?

-Что вы чувствуете по отношению к нему?

-В чём, по- вашему, хочет покаяться старый человек?

Формативное оценивание: взаимооценивание «сэндвич»

(Г) Задание на развитие навыков чтения

Уровень мышления Критерии оценивания
Понимание

 

 

Применение

 

 

Оценка

понимают содержание рассказа,

выделяют ключевые слова

 

формулируют проблемные вопросы, отвечают на них

 

выражают своё мнение по теме, аргументируют, делают выводы

 

 

Работа над текстом

Дифференцированное задание на развитие навыков чтения и говорения

Стратегия «круг чтения»

для менее способных учащихся:

нарисовать иллюстрации к первой и второй частям рассказа и дать их словесное описание

для учащихся со средними учебными возможностями:

прочитать рассказ, определить ключевые моменты, сделать один- двухминутный пересказ

для более способных учащихся:

выбрать отрывок из рассказа для дискуссии, раскрывающий характеры героев

 

Дескрипторы:

— понимает содержание рассказа;

— выделяет ключевые слова;

— формулирует проблемные вопросы;

— выражает своё мнение по теме, аргументирует, делает выводы;

Формативное оценивание: «лист оценивания»

ФИ учащегося

 

Отметки
Могу рассказать о персонажах произведения  
Знаю сюжет произведения  

 

Могу представить информацию в виде иллюстраций  

 

(Г) Задание на развитие навыков письма

Приём «двухчастный дневник»

Цитата Комментарий
1.      Пёс тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять

2.      Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома»

3.      –Тебе никто не откажет.

4.      «…я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души»

 

Конец урока:

Формативное оценивание «3М» (три момента, которые получились хорошо и предложить одно действие, которое улучшит последующие действия)

Работа в группах:

1.Каков жанр этого произведения?

2.Определите стиль текста?

3.К какому типу речи можно отнести этот текст?

4. Сформулируйте микротемы к 1-2 частям текста рассказа.

5.Может ли человек поступиться своей совестью ради спасения своих близких.?

6.Прокомментируйте тезис. К.Г. Паустовский пишет о великой силе искусства.

    Дифференцированное домашнее задание

для менее способных учащихся: составить синквейн к слову «старый повар»

для учащихся со средними учебными возможностями:

составить сюжетный кластер к первой и второй частям рассказа «Старый повар»

для более способных  учащихся: написать «одноминутное эссе» на тему «Моё отношение к главному герою рассказа»

Рефлексия «свободный микрофон»

передайте друг другу, что вы узнали…

я узнал…

мне было интересно услышать о…

что бы вы хотели ему сказать…

как вы думаете…

Дифференциация: Поддержка менее способных учащихся и мотивация более способных учащихся проводится в течение всего урока через дифференциацию заданий по уровням сложности

для менее способных учащихся:

нарисовать иллюстрации к первой и второй частям рассказа и дать их словесное описание

для учащихся со средними учебными возможностями:

прочитать рассказ, определить ключевые моменты, сделать один- двухминутный пересказ

для более способных учащихся:

выбрать отрывок из рассказа для дискуссии, раскрывающий характеры героев.

Оценивание: В течение  урока предусмотрено формативное оценивание в соответствии с целями обучения через наблюдение учителя («словесное оценивание», взаимооценивание «сэндвич», самооценивание «лист оценивания» учащихся, формативное  оценивание «3М»)

Здоровье и соблюдение техники безопасности: Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Психологический настрой.

Создание коллаборативной среды.

Смена видов деятельности.