Г.Х.Андерсен — Гадкий утёнок

Орыс тілі және әдебиеті
Г.Х.Андерсен — Гадкий утёнок

Мақала авторы: Насирова Тойган Темировна
Жұмыс орны: Исатай Тайманов атындағы №27 орта мектеп
Лауазымы: мұғалім
Порталға жариялану мерзімі: 21.03.2016


Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

Цель: познакомить учащихся с творчеством датского сказочника

           Ганса  Христиана Андерсена.

Задачи:

Образовательные: учить детей понимать глубину содержания произведения; формировать умение  и навыки анализировать текст.

Развивающие: развивать  творческое мышление, расширять кругозор детей; развивать память и внимание уч-ся; активизировать словарный запас учащихся

Воспитательные: воспитание доброты, сострадания,  чуткости.

 внимательное отношение к окружающему миру; воспитывать познавательный интерес к чтению.

Тип: изучение нового материала

Методы: интерактивный, эвристический

Формы работы: индивидуальная, групповая,  коллективная

Оборудование: Презентация; выставка сказок Г.Х.Андерсена, отрывки из мультфильма «Гадкий утенок»; таблица «Толстых и тонких вопросов»; ПМИ.

 

Словарь урока: грустный, страх, тронуть, несчастный, прекрасный, собственный, любоваться, печальный.

Ход урока:

       1 . Актуализация изученного материала

   На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Но на каждом листе есть слова, соединив их вы прочитаете загадку.

 1Весь день на воде,
А водой не насытится.    (утка)

 

2.Клюёт крошки
Боится кошки.        (воробей)

 

3.Птица медленно плывет

Словно белый пароход

Горделива и красива

Терпелива и пуглива      (лебедь)

 

 

2.Формирование новых знаний

Запись темы в тетради (словарь)

Сегодня мы вновь встретимся с произведением сказочника, который поведал необыкновенную историю о маленькой прекрасной девочке, появившейся из бутона чудесного цветка, девочке, ростом всего с дюйм, которая чуть было не стала женой старого крота, но благодаря спасённой ею ласточке повстречала прекрасного эльфа; он рассказал и о том, как одна принцесса почувствовала маленькую горошину через двенадцать тюфяков и двенадцать перинок и тем самым доказала, что она – настоящая принцесса; и уж, пожалуй, нет такого человека, которому не была бы знакома мужественная девочка Герда, спасшая своего названного брата Кая от чар Снежной Королевы.

– Кто же этот сказочник?

– Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы знаете?

– Есть ли у вас любимые сказки Андерсена?

– Чем они вам нравятся?

– Сказка, которую мы прочитаем сегодня, расскажет нам о нелёгкой жизни гадкого утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение.

-Как вы думаете, о чем говорится в сказке с таким названием? А что означает слово «гадкий»? подберите к нему синонимы (некрасивый, невзрачный, непривлекательный, ужасный)

— Как вы понимаете слово гадкий?

— Давайте посмотрим в словаре.

Работа с толковым словарем  

Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение

 

Рассказ учителя о сказочнике                  СЛАИД

   Сегодня мы отправимся в волшебный мир добрых, веселых и грустных сказок Г.Х.Андерсена. Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса — Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. 

 

3.Чтение текста учителем. ( Прием «Чтение с остановками»)

       После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

 

Во время чтения ученики заполняют таблицу в тетради

« Толстые и тонкие вопросы»

?                                             ?
·         кто…                              дайте объяснение, почему

·         что…                              почему вы думаете…

·         когда…                          почему вы считаете…

почему…                      в чем разница…

·         как звали..                     предположите, что будет, если…

 

 

По окончании чтения 1-ой части проводится анализ прочитанного:

1. Как выглядел утёнок, который вылупился последним?

Почему утка подумала, что это индюшонок?

2. Куда повела утка своих ребят?

3. Почему утенок не понравился?

4. Как вы думаете, что он чувствовал, когда его дразнили, клевали, толкали?

5. Опишите прочитанный двор. Как вы думаете. Похожи ли птицы на людей.

— А можете ли вы представить себя в роли гадкого утёнка?

— Каково Ваше отношение к утенку?

— Как вы думаете, а что будет дальше?

 

Чтение 3,4 главы. (Читают подготовленные дети)

Беседа о прочитанном.

1. Почему утенок убежал с птичьего двора?

2. Как отнеслись к нему дикие гуси?

3. О чем думал утенок, когда собака его не тронула?

4. Как утенок попал в избушку?

5. Как чувствовал себя утенок у старухи?

6. Почему утенок решил идти родить по белу свету?

7. Почему курочке непонятно желание утенка?

Учитель: Я бы хотела, чтобы этот отрывок мы почитали по ролям. Давайте, определим, сколько человек понадобится при чтении.

·         автор

·         кот

·         старушка

·         курица

·         утенок

(Чтение по ролям)

После чтения:

-Нашел ли утенок понимание у них?

Учитель: Как для обитателей двора был «странный», так и для курицы, и для кота тоже. Он хотел того, чего не хотели они, хотел иметь свое мнение.

— Какова же дальнейшая судьба утенка?
Что будет дальше?

 

Чтение 5,6 главы

Прочтите описание «чудных птиц». Вы   узнали, что это за птицы?

— Что чувствовал утенок при виде этих птиц?

— Опишите приход весны. Как утенок очутился в саду?

— Почему он решил умереть?

— Что почувствовал утенок, когда увидел, что превратился в лебедя?

— А что почувствовали вы?

По окончании чтения текста учащиеся задают  друг другу.

 

толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

 

НАПРИМЕР

– Какие чувства вы испытывали к бедному «утёнку»?

– Что вы думаете об обитателях птичьего двора? 

– Когда вам было особенно горько за «утёнка»?

– Перечитайте эти эпизоды.

– Почему «утёнка» влекло к «величавым птицам» – лебедям?

 

– Перечитайте ещё раз отрывок, который повествует о встрече гадкого утёнка с прекрасными лебедями.

Чтение со слов: «Полечу к ним, к этим величавым птицам» до слов:

«А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами».

 

В чем же заключается главная мысль сказки?

 (Показать качества, характеры героев. И что за этими героями прячутся люди. Андерсен хотел показать людям их качества, и чтобы они поняли, что самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид. В сказках всегда добро побеждает зло).

 

4.Просмотр отрывка из мультфильма.

-Давайте посмотрим финальную сцену из мультфильма. Действительно ли добро побеждает зло. (Просмотр, возвращение к вопросу)
-действительно ли добро побеждает зло? 

Да, сказка кончается хорошо: добро побеждает зло. Из некрасивого гадкого утенка вырастает удивительный прекрасный лебедь.

   Главный смысл сказки Андерсена состоит в том, что надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды. Несчастному утенку (который на самом деле был лебедем) пришлось выдержать целый ряд жестоких испытаний в самом начале своей жизни. Его дразнили и травили грубые сородичи. От него отвернулась собственная мать-утка, убоявшись общественного мнения. Затем, когда он сбежал с птичьего двора и подружился с дикими гусями, этих гусей убили охотники, а сам утенок спасся лишь чудом. После этого несчастного утенка подобрала старушка и принесла в свой дом. Но его обитатели – кот и курица – смеялись над новым жильцом и бесцеремонно учили «уму-разуму». Утенку пришлось покинуть дом старушки, зиму он провел в камышах у озера, где следующей весной встретил прекрасных лебедей. И сказка закончилась счастливым исходом.

 

5.Приём «Синквейн»

Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. 

    Лебедь     Андерсен       Сказка

 

6.Рефлексия

 Когда мы смотрим в окошко, видим много разного: и хорошего, и негативного, и интересного. 

«ОКНО» или  метод ПМИ

Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту.


   В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер;

«М» –  негативный характер;

наиболее интересные факты заносятся в графу «И».

 

7.. Итог урока.

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– О чём заставил задуматься?

– Какие чувства в вас пробудил?

 

8.Домашнее задание: перечитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок», подготовить выразительное чтение или пересказ наиболее тронувшего, взволновавшего отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке. 

 

 

Конкурстар мен олимпиадалар - https://talimger.kz

Республикалық қашықтық олимпиадалар — http://clever.zti.kz

Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар — https://ukz.kz

Конкурстар, конференциялар және олимпиадалар — https://tarim.kz

Халықаралық семинарлар, олимпиадалар мен конкурстар — https://mriks.ru

Халықаралық педагогтар ассоциациясы - https://iae.su

Конкурстар мен олимпиадалар - https://kzu.kz