Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках математики

Математика
Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках математики

Мақала авторы: Майя Кабулова Асаубаевна
Жұмыс орны: Жамбыл облысы Т.Рысқұлов ауданы Б.Момышұлы атындағы шағын орталықты орта мектебі
Лауазымы: математика пәнінің мұғалімі
Порталға жариялану мерзімі: 02.02.2016


Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках математики

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

В исследованиях PISA понятие математической грамотности уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
•    распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
•   формулировать эти проблемы на языке математики;
•   решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
•   анализировать использованные методы решения;
•    интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
•    формулировать и записывать результаты решения.

Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Состояние математической грамотности учащихся характеризуется уровнем развития “математической компетентности”. Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.

Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

Как видим, для определения уровня математической компетентности исследовалось владение учащимися определенными приемами деятельности, входящими в состав такого обобщенного приема деятельности как математическое  моделирование.
Приведенное выше описание математической грамотности в международных исследованиях и уровней ее овладения (уровней компетентности) дает возможность придти к главному выводу о том, что приоритетным направлением усовершенствования математического образования является обеспечение математической грамотности высокого уровня компетентности.

Именно обеспечение практической и прикладной направленности математического образования и составляет сущность компетентностного подхода к обучению математике. Имеется в виду направленность на решение жизненных проблем, к действиям в реальных условиях, в различных плоскостях: когнитивной, операциональной, эмоционально-ценностной.

Обеспечение математической грамотности высокого уровня компетентности заключается в гармоничном формировании трех приемов деятельности:
1.    моделировать с помощью математики объекты окружающего мира и отношения между ними;
2.    оперировать определенным составом математических знаний и умений;
3.    создавать стратегии решения задач.

В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг., утвержденный  25 июня 2012г.

Цель  Национального плана:       повышение качества       образовательных услуг,       развитие функциональной       грамотности школьников.

Задачи Национального плана:

1)Актуализация научных исследований по проблемам определения ожидаемых результатов образования и их достижению.

2)Формирование особого внимания профессиональной общественности, всех заинтересованных лиц к созданию условий и средств по развитию функциональной грамотности.

3)Обеспечение согласованности и координации в обновлении стандартов образования, учебных программ, учебников, учебно-методических материалов.

4)Развитие информационных каналов разъяснения и поддержки деятельности по развитию функциональной грамотности.

5)Разработка и обновление программ подготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме развития функциональной грамотности.

6)Обеспечение системности управления деятельностью по развитию функциональной грамотности.

7)Повышение имиджа системы образования перед международным сообществом.

Основные направления действий

развития в Казахстане функциональной грамотности школьников

 

1.Нормативная правовая база

2.Научные исследования

3.Национальный стандарт, учебные программы

4.Учебники и учебно-методические комплексы

5.Технологии обучения

6.Оценка достижения результатов образования

7.Подготовка и повышение квалификации учителей

8.Информационная среда

9.Имиджевые проекты

           Мониторинг достижения цели Национального плана

 

Мониторинг достижения цели Национального плана предусматривает отслеживание достижения учащимися результатов образования в виде функциональной грамотности через следующие инструменты:

— внутренняя оценка (страновое исследование) качества функциональной грамотности;

— внешняя оценка (международное исследование) качества функциональной грамотности.

Внутренняя оценка предполагает проведение в стране социологических опросов общественности, родителей, педагогов, учащихся, тестирование учащихся.

Внешняя оценка предполагает дальнейшее участие Казахстана в период 2012-2016 годы в Международных  исследованиях  PISA.

Список  литературы:
1.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В., Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебное методическое пособие [Текст]/Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, М.: АПКиППРО, 2005. 101 с.
2.Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Текст]/И.Д. Фрумин//Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск, 2003. с.55
3.Л.В. Павлов, статья «Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики».
4.Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской//Интернет журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля
5.Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников [Текст]/А.А. Ярулов// Школьные технологии № 2, 2004 год, с.43-84
6.Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М. «Просвещение», 2003 г.

Конкурстар мен олимпиадалар - https://talimger.kz

Республикалық қашықтық олимпиадалар — http://clever.zti.kz

Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар — https://ukz.kz

Конкурстар, конференциялар және олимпиадалар — https://tarim.kz

Халықаралық семинарлар, олимпиадалар мен конкурстар — https://mriks.ru

Халықаралық педагогтар ассоциациясы - https://iae.su

Конкурстар мен олимпиадалар - https://kzu.kz