Attention: Information about the quality of the article, certificate, reference and journal types are available only to the author of the article or correspondent of the journal.

Необходима ли математика для жизни?

Mathematics
Необходима ли математика для жизни?

Author: Никитина Арина Алексеевна
Job: СВГТК имени Абая Кунанбаева
Position: Студент
Date of publish: 23.01.2023
Publisher: Editorial A.


«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…» Н.И. Лобачевский.

Необходима ли математика для жизни? Вся наша жизнь так или иначе связана с математикой. Без математики мы не смогли бы понять природу или развивать технологии. Вот почему она нам нужна.
Вот почему важно помочь детям понять важность математики в реальной жизни с самого раннего возраста, когда их любознательность наиболее сильна. Математическая грамотность позволяет им использовать все знания, навыки и умения, которые они продолжают приобретать в жизни, для решения самого широкого спектра жизненных задач во всех областях человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Учителя сталкиваются с этим. Поэтому учащиеся должны понимать, где и почему приобретаемые ими знания полезны в повседневной жизни, а также необходимость и способность применять эти знания в различных ситуациях. Например, расчет затрат, веса и количества необходимых материалов, умение следовать инструкциями т.д. Целенаправленное обучение основам математики начинается в возрасте 2 лет. Обучение детей математике в возрасте до 7 лет можно разделить на “начальную фазу”(2-4 года) и” старшию фазу”, когда основные понятия математики и логики преподаются в увлекательной форме (5-7 лет.) В этот период родители целенаправленно развивают математические навыки и готовят своих детей к школе. Ребенок с хорошо развитым логическим мышлением выделяется среди своих сверстников. Он анализирует, правильно мыслит, находит необычные решения и представляет себе последствия своих и чужих действий; логику следует развивать с трех лет. Используйте игры, головоломки и упражнения. С помощью взрослых дети усваивают понятия, знания, явления и процессы об окружающем нас мире. Дети могут развивать свою логику более эффективно, получая знания из разных источников.
В современном обществе физическая подготовка стремительно снижается, а грамотность и интеллектуальные навыки становятся все более необходимыми. Как школьный предмет, математика имеет потенциал для формирования и развития математического образования и должна способствовать обеспечению высокого уровня математической грамотности.
Что происходит, если математическая грамотность не развивается? Учащиеся не смогут выполнять математические расчеты для решения повседневных задач, рассуждать и делать выводы из информации, представленной в различных форматах (таблицы, графики), которые широко используютсяв СМИ.
Школьное математическое образование закладывает основу для математической грамотности. Она необходима каждому, не только кто станет ученым, инженером, изобретателем или экономистом, и будет решать фундаментальные проблемы, связанные с математикой. Она является непосредственной сферой профессиональной деятельности, развивает интеллект, учит ориентироваться в жизненных ситуациях, делать правильные выводы, анализировать и приятно проводить время. Математическая грамотность может стать первой ступенью карьерного роста.
“Математическая грамотность – это способность человекa распознавать и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать разумные математические суждения и использовать математику для удовлетворения следующего творческого, заинтересованного и мыслящего гражданина.”
Определение “математической грамотности” фокусируется не на приобретении предметных навыков, а на “функциональной грамотности”, способности свободно использовать математические знания для удовлетворения различных личных или социальных потребностей. Поэтому основное внимание следует уделить проверке способности учеников использовать математические знания в различных ситуациях, требующих применения различных методов, рассуждений и интуиции. Это, естественно, требует больших математических знаний и навыков. Эти знания и навыки не ограничиваются математическими фактами, терминологией, знанием стандартных методов, умением выполнять стандартные операции и умением использовать специфические методы.
Математическая грамотность была в центре внимания в международном исследовании PISA 2012 года, и по его результатам Казахстан занял 49-е место. Ниже перечислены только такие страны, как Турция, Чили, Мексика, Перу и Эквадор. С другой стороны, большинство респондентов в Казахстане заявили, что имеют среднее представление о математике, но не используют ее на регулярной основе. Первые три страны – Япония, Финляндия и Швеция; по итогам 2018 года Казахстан занял 54-е место из 78 стран. Страны Восточной Азии (Китай, Сингапур, Макао, Японияи Южная Корея) доминируют в рейтинге.
Математическая грамотность состоит из трех навыков: умение находить и отбирать информацию; умение выполнять арифметические действияи применять их для решения конкретных задач; умение интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут использоваться одновременно.
На мой взгляд, современному человеку с математической грамотностью требуется много знаний и навыков, таких как :

1)Пространственное представление и пространственное воображение
2)Свойства пространственных фигур
3)Способность использовать математические формулы
4)Способность читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различных формах.
5)Нахождение периметра, площади и объема нестандартных фигур.
6)Действия с процентами.
7)Уметь работать с различными единицами измерения (длина, масса, время, скорость). Скорость – это не просто решение задач, она напрямую связана с жизнью. Станем ли мы водителями или выберем другую профессию, все мы – пешеходы. Математика нужна нам для того, чтобы знать, с какой скоростью нужно ехать на определенном участке дороги.

Исходя из статьи я создала сборник заданий для развития математической грамотности учащихся начальных классов. Вы можете сканировать QR код и перейти на сборник.
Сегодня у каждого есть широкие возможности для развития математической грамотности. Для этого используются проблемные ситуации, практические и занимательные задания, онлайн-тесты, игры и рассуждения. Не лишним будет сказать, что “Математика – гимнастика для ума”.

Список используемой литературы:

  1. Учение с увлечением. Математика. И. Г. Григорьева.
  2. https://infourok.ru/statya-pisa-kak-klyuchevoy-orientir-razvitiya-funkcionalnoy-gramotnosti-kazahstanskih-shkolnikov-523700.html?ysclid=lcua4i7zd9661145097
  3. https://www.oecd.org/pisa/

List of portals for teachers and students

  1. Linguistic Olympiads - https://wonder.zti.kz
  2. Olympiads on the basics of primary education - https://kokon.kz
  3. Cyber Olympiad in Italian drafts - https://doiby.zti.kz
  4. Intellectual Cyber Chess Olympiads - https://chess.zti.kz
  5. Competitions, conferences, olympiads - https://kzu.kz
  6. Republican competitions, courses, conferences, and olympiads, and courses - https://ukz.kz
  7. Intellectual competitions, conferences, and olympiads - https://tarim.kz
  8. The methodical journal for teachers - https://adisteme.kz
  9. Republican Distance Olympiads – https://clever.zti.kz
  10. Competitions, conferences, olympiads - https://talimger.kz
  11. Smart Library - http://w.zti.kz/crviy