Attention: Information about the quality of the article, certificate, reference and journal types are available only to the author of the article or correspondent of the journal.

Формативное оценивание на уроках информатики

Плагиат

Computer science
Формативное оценивание на уроках информатики

Author: Мурсалимова Сандугаш Сатыбалдыевна
Job: КГУ "Средняя школа имени Маяковского" Жарминского отдела образования Восточно-Казахстанской области
Position: учитель информатики
Date of publish: 30.11.2016
Publisher: Индира Т.



Plagiarism. A source: https://pandia.ru/text/82/061/38271.php

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, и решать задачи, о которых мы можем только лишь догадываться.

Изменения неизбежны. И мы знаем наверняка, что в наступающем десятилетии представление о том, как должна выглядеть и работать массовая школа изменится.

Обновленное содержание образования уделяет большое внимание совершенствованию системы оценки, предполагая расширение задач и инструментов оценивания. В требованиях к структуре основной образовательной программы указывается, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

  • обеспечивать оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
  • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения общеобразовательной программы;
  • предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

Используемая сегодня традиционная система оценивания зачастую носит формальный характер – главная задача поставить оценку, а не установить факт прогресса или регресса обучающегося. Далеко не всегда обучающимся ясны критерии, по которым их оценивают. Довольно редко ученикам дается возможность оценивать самих себя и своих одноклассников.

Поэтому актуальной становится разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

  • устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
  • позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.).

Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую новым требованиям? Выход: разделить два базовых вида оценивания на внешнее (итоговое, суммативное) оценивание и внутреннее (формативное, развивающее) оценивание.

Таким образом, базовые виды оценивания направлены на решение двух разных задач обучения: внешнее оценивание применяется для оценки уровня достижения результатов обучения, а внутреннее (формирующее) оценивание используется для того, чтобы активизировать и оптимизировать процесс обучения данного учащегося.

Формативное оценивание (ФО) – это часть обучения и оно может быть включено в структуру занятий в классе. ФО перед началом работы призвано выявить потребности учащихся, оценить владение учащимися учебным материалом, выявить интересы каждого учащегося, а также наметить цели. ФО  в процессе работы направлено на поощрение самостоятельности и взаимодействия, на осуществление мониторинга прогресса, на проверку понимания, на мотивирование метапознания.

Для того, чтобы ФО достигло своей цели и стало, действительно, оцениванием для обучения, оно должно быть построено на следующих основаниях [3]:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В процессе изучения литературы по методологии и инструментарию  формирующего оценивания я прослушала интерактивный онлайновый курс обучения «Методы оценивания в классе 21 века»[1], который предоставляет возможность для глубокого погружения в методы оценивания, отвечающие потребностям реализации новой модели образования. Здесь можно узнать, как цели оценивания определяют практику оценивания, а также, каким образом различные методы и инструменты соответствуют этим целям; можно изучить способы планирования и осуществления непрерывного оценивания в классе. На курсах я познакомилась с различными методами оценивания, такими как дискуссии, дневники, интервьюирование, проверочные листы наблюдения, взаимооценивание и самооценивание,  портфолио, а также с инструментами, такими как критерии оценивания продуктов и процессов, проверочные листы сотрудничества, вопросы для дискуссии и др.

С чего начать внедрение системы формативного оценивания? Какие шаги нужно сделать для этого? Изменить в оценивании все и сразу не получится, ведь это довольно сложный, трудоемкий и продолжительный процесс.

На своих уроках я, как и другие педагоги, активно использую метод проектов. Применение этого метода на уроках информатики продиктовано особенностью предмета. Ученики имеют возможность в процессе работы над проектом получить реальный продукт, который может быть использован не только в рамках школьных предметов, но и в реальной жизни. В то же время метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Для получения необходимой информации о процессе работы над проектом я выбираю готовые (из ресурсов курса «Методы оценивания в классе 21 века») или создаю  различные механизмы обратной связи и инструменты оценивания.

Остановимся на таком инструменте оценивания, как критерии оценки. Именно критерии позволяют учителю и учащимся оценить проделанную работу, задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учитель должны двигаться. Ученики могут использовать критерии для оценки продуктов (презентации, печатные и  электронные публикации,   видео,  диаграммы и графики, сайты), для оценки процессов (сотрудничество, общение, рефлексия, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие в группе), для оценки навыков мышления (творчества, решения проблем, критического мышления), а учитель может затем использовать те же критерии для итогового оценивания или выставления баллов.

С готовыми критериями оценивания учитель должен ознакомить учеников до начала выполнения какой-либо работы. Но наиболее эффективна для учащихся  является совместная разработка этих самых критериев. Для этого я заранее знакомлю учеников со структурой (уровни, описания, признаки) и технологией составления критериев оценивания. При создании критериев оценивания ученики знакомятся с терминологией и точными описаниями, которые им необходимы для оценивания собственных продуктов, результативности и процессов, а также для обратной связи с одноклассниками. Когда ученики привыкают регулярно создавать, а затем использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт.

Говорить о результатах внедрения формативного оценивания в моей педагогической практике пока еще рано, я только в начале этого нелегкого пути. Но кое-какие выводы можно сделать уже сегодня.  Мои ученики, получая отметку  за работу на уроке или за проектную работу, знают, что я оцениваю их работу по определенным критериям, ученикам знакомы эти критерии, и они доступны для их понимания. В процессе деятельности они сами пытаются оценить качество своей работы, а также работы одноклассников, сверяясь с этими критериями и получая мои комментарии. Если ученики видят, где конкретно пока не достигли нужного результата, то корректируют свою деятельность, ища пути исправления выявленных недостатков. А значит, такой процесс можно назвать формативным оцениванием.

Знания, которые я получила, изучая материалы по формативному оцениванию, опыт по созданию инструментов оценивания позволят мне, как учителю, подняться на новую высоту, а моим ученикам успешнее учиться.

List of portals for teachers and students

  1. Linguistic Olympiads - https://wonder.zti.kz
  2. Olympiads on the basics of primary education - https://kokon.kz
  3. Cyber Olympiad in Italian drafts - https://doiby.zti.kz
  4. Intellectual Cyber Chess Olympiads - https://chess.zti.kz
  5. Competitions, conferences, olympiads - https://kzu.kz
  6. Republican competitions, courses, conferences, and olympiads, and courses - https://ukz.kz
  7. Intellectual competitions, conferences, and olympiads - https://tarim.kz
  8. The methodical journal for teachers - https://adisteme.kz
  9. Republican Distance Olympiads – https://clever.zti.kz
  10. Competitions, conferences, olympiads - https://talimger.kz
  11. Smart Library - http://w.zti.kz/crviy