В настоящее время одним из основных направлений обновления современной школы является дифференциация, которая основана на различии особенностей личности школьника, его навыков, интересов, склонностей и готовности к образованию. Этот подход можно отнести к эффективной технологий обучения русскому языку, поскольку направлена на создание оптимальных условий для индивидуального подхода в развитии личности.
Следует отметить, что цель дифференциации образовательного процесса состоит в том, чтобы предоставить каждому ученику условия для максимального развития его навыков, склонностей и удовлетворения их познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения содержания общего образования [1,2].
Следовательно, использование дифференцированного подхода дает возможность учителю:
- осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учеников;
- учитывая индивидуальные особенности учеников составлять задания для реализации возможностей в рамках личностно-ориентированного обучения;
- используя дифференцированные задания систематически можно получить хорошие результаты [2].
Известно, что в начальных классах по русскому языку можно использовать такие дифференциации:
1) Диффер ен циация учебн ых задан ий по ур овн ю твор чества, котор ая может быть р епр одуктивн ой или пр одуктивн ой (твор ческой). Р епр одуктивн ая р абота включает, н апр имер , повтор ен ие зн акомого текста, выполн ен ие пр остых задан ий н а осн ове изучен н ого матер иала. К пр одуктивн ым отн осятся упр ажн ен ия твор ческого хар актер а.
2) Диффер ен циация учебн ых задан ий по ур овн ю тр удн ости:
А) задан ие дается усложн ен н о (одн а гр уппа готовит пер есказ текста, др угие гр уппы готовят дополн ительн ый матер иал по теме);
Б) увеличивается количество изучаемого матер иала (выполн ив осн овн ое задан ие + готовят опер ежающий матер иал или доклад );
В) вместо пр ямого используется обр атн ое задан ие (одн а гр уппа составляет кр оссвор д, а две остальн ые гр уппы р ешают).
3) Диффер ен циация учебн ых задан ий по объему учебн ого матер иала (учен ики двух гр упп выполн яют кр оме осн овн ого задан ия, еще и дополн ительн ые, ан алогичн ое осн овн ому, одн отипн ое с н им). Дополн ительн ыми могут быть р ебусы, кар точки, упр ажн ен ия игр ового хар актер а и др .
4) Диффер ен циация учебн ых задан ий по степен и самостоятельн ости учащихся. Все учен ики выполн яют один аковые задан ия, н о одн и делают с р уководством учителя, а др угие самостоятельн о.
5) Диффер ен циация учебн ых задан ий по хар актер у помощи учен икам. Детям, котор ые испытывают затр удн ен ия, оказывает помощь учитель. Н аиболее р аспр остр ан ен н ыми видами помощи являются: а) вспомогательн ые задан ия, подготовительн ые упр ажн ен ия; б) подсказки (кар точки-помощн ики, записи н а доске, спр авочн ые матер иалы, иллюстр ации, н аглядн ые опор ы, показ способа выполн ен ия, обр азец, вспомогательн ые вопр осы, указан ия по выполн ен ию упр ажн ен ия) [3].
Н ужн о ли использовать диффер ен цир ован н ый подход н а ур оке, учитель опр еделяет, учитывая тип ур ока, цели и содер жан ие. Обычн о н а ур оках р усского языка, диффер ен циация часто используется пр и повтор ен ии изучен н ого матер иала, чем н а озн акомительн ых ур оках [4].
Пр иведем пр имер ы диффер ен цир ован н ых задан ий по р усскому языку для н ачальн ых классов:
Р усский язык. 1 класс. Задан ие по теме «Тр ан спор тн ые ср едства»
- Н азови н азван ия машин ……………
- Ответь ( устн о)
1.Тушит пожар ?
- Помогает больн ым?
- Ловит хулиган ов?
Н азови,что н ар исован о ?Задан ие за сквозн ую тему « Овощи и фр укты»
Задан ие 1. Н апиши , что это?
Задан ие 2 . Н апиши состав овощн ого или фр уктового салата
Задан ие 3. Н апиши…
Я люблю есть ………Мама любит есть ……
В овощах есть …………………………………………
Во фр уктах есть………………………………………
Ур ок 2 класса «Р од имен существительн ых»
Ур овен ь 1.
Запиши имен а существительн ые в тр и столбика: слова жен ского р ода, мужского р ода и ср едн его р ода.
Багаж, касса, н еделя, н асекомое, солн це, месяц, помидор , сер дце, чер ёмуха, совесть, сочин ен ие, син ица, пр авило.
Ур овен ь 2.
Запиши имен а существительн ые по р одам.
Багаж, касса, н еделя, н асекомое, солн це, месяц, помидор , сер дце, чер ёмуха.
Ур овен ь 3.
Запиши имен а существительн ые по р одам.
Багаж, касса, н еделя, н асекомое, солн це, месяц, помидор , сер дце, чер ёмуха, совесть, сочин ен ие, син ица, пр авило.
В каждую гр уппу допиши по два своих слова.
Р усский язык. 3 класс «Обобщен ие зн ан ий об имен и существительн ом».
1 ур овен ь.1. Подчер кн ите только имен а существительн ые.
Тар елка, смеяться, умн ый, Мар ин а, лепешка, мален ькая, летал.
- Опр едели р од имен и существительн ого.
Бер ег, яблон я, мор е, еж, яблоко, двер ь, сон .
- Вставь пр опущен н ое существительн ое.
Вчер а мы ходили в ________. Вечер ом р ебята игр али н а ________.
- Подчер кн и имен а собствен н ые.
Р ека Ишим, гор од Н ур -Султан , мальчик Абылай, гор а Алатау.
2 ур овен ь.1. Обр азуй существительн ые и опр едели р од.
хр абр ый мудр ый бедн ый
- Подбер и к дан н ым существительн ым ан тон имы.
Р адость, плач, добр о, др уг.
- Подбер и к дан н ым существительн ым подходящие по смыслу существительн ые.
Кусок, кон ец, килогр амм, обложка.
- Составь из дан н ых слов пр едложен ия и подчер кн и имен а собствен н ые.
Бур ен ка, н а, паслась, кор ова, лугу.
Петр ов, живет, Миша, дер евн е, у, в.
3 ур овен ь.1. Подбер и к дан н ым словам ан тон имы и опр едели р од.
Пр авда, н очь, шум, добр ота.
- Подбер и к дан н ым словам син он имы.
Вр ач, н епр авда, булка.
- Укажи р од и число н ар ицательн ых существительн ых.
Казахстан – огр омн ая стр ан а. Н а юге цветут пальмы. Есть в Казахстан е р еки, мор я, гор ы, озер а. В гор ах – металл, р уда, уголь, газ.
Диффер ен циация учебн ого пр оцесса тр ебует постоян н ого р азмышлен ия со стор он ы учителя. Учителю н еобходимо пр оан ализир овать свою деятельн ость в классе, задачи, котор ые он пр едлагает выполн ить для р ебен ка с огр ан ичен н ыми возможн остями и для всего класса. Учитель должен постоян н о задавать себе вопр осы: чему н аучился учен ик сегодн я? Был ли он успешен в своей деятельн ости в классе? Как он себя чувствовал? Было ли у н его достаточн о вр емен и? Что н ужн о сделать, чтобы учен ик мог достичь большего?
Таким образом, дифференцирован н ый подход обучен ия дает положительн ый эффект в учебн ой р аботе, повышает качества зн ан ий учащихся н ачальн ых классов по р усскому языку.