Роль искусственного интеллекта в образовании: опыт внедрения DeepSeek

Роль искусственного интеллекта в образовании: опыт внедрения DeepSeek [Операционные системы]

Автор статьи : Алмас О.
Организация : Институт интеллектуальных технологий
Должность : преподаватель информационных систем
Дата : 11.02.2025
Научный руководитель : Ueimin Y., Information systems, PhD
Номер журнала : 19-2025

Аннотация. В статье «Роль искусственного интеллекта в образовании: опыт внедрения DeepSeek» рассматриваются ключевые направления применения ИИ в современном образовательном процессе. Цель исследования — проанализировать эффективность технологии DeepSeek в контексте персонализации обучения, автоматизации оценки и поддержки преподавателей. В качестве методов использованы анализ научной литературы, кейс-стади внедрения платформы в Институте интеллектуальных технологий (ИИТ), а также оценка количественных показателей успеваемости и вовлечённости. Результаты показали, что использование DeepSeek позволило повысить успеваемость студентов на 20%, сократить время проверки заданий на 30% и увеличить мотивацию учащихся за счёт интерактивной обратной связи. Заключается, что ИИ, в частности DeepSeek, представляет собой перспективный инструмент трансформации образования [2, с. 45].

Аннотация. «Білім берудегі жасанды интеллекттің рөлі: DeepSeek енгізу тәжірибесі» мақаласында ИИ-дің қазіргі білім беру процесіне енуінің негізгі бағыттары қарастырылады. Зерттеу мақсаты — оқытуды жекелендіру, бағалауды автоматтандыру және оқытушыларға қолдау көрсету контекстінде DeepSeek технологиясының тиімділігін талдау. Зерттеу әдістері ретінде ғылыми әдебиеттерді талдау, Интеллектуалдық технологиялар институтында (ИИТ) платформаны енгізу кейсі және оқу жетістігі мен белсенділіктің сандық көрсеткіштерін бағалау қолданылды. Нәтижелер DeepSeek қолдануы оқушылардың оқу жетістігін 20%-ға арттырып, тапсырмаларды тексеру уақытын 30%-ға қысқартып, интерактивті кері байланыс арқылы мотивацияны арттырғанын көрсетті. Жасанды интеллект, атап айтқанда DeepSeek, білім беруді түрлендірудің болашаққа бағдарланған құралы болып табылады [3, б. 112].

Abstract. The article “The Role of Artificial Intelligence in Education: Experience of DeepSeek Implementation” explores key applications of AI in modern educational settings. The study aims to evaluate the effectiveness of the DeepSeek platform in personalizing learning, automating assessment, and supporting educators. Methods include literature review, a case study of DeepSeek’s integration at the Institute of Intelligent Technologies (IIT), and quantitative analysis of student performance and engagement metrics. Results indicate that DeepSeek implementation increased student achievement by 20%, reduced grading time by 30%, and enhanced motivation through interactive feedback. The study concludes that AI, particularly DeepSeek, is a promising tool for educational transformation [4, p. 302].

Введение. Современное образование стремительно трансформируется под влиянием цифровых технологий, среди которых особое место занимает искусственный интеллект (ИИ). В условиях растущего разнообразия обучающихся и потребности в индивидуализированном подходе традиционные педагогические методы показывают ограниченную эффективность. ИИ предлагает решения, способные адаптировать учебный процесс под уникальные когнитивные профили учащихся, автоматизировать рутинные задачи и повысить общую продуктивность образовательной среды. Актуальность темы обусловлена не только технологическим прогрессом, но и практической необходимостью повышения качества образования в условиях ограниченных ресурсов. Институт интеллектуальных технологий (ИИТ) стал одним из пионеров в Казахстане по внедрению ИИ-решений в учебный процесс, в частности платформы DeepSeek. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понимания роли ИИ в педагогике, а практическая — в демонстрации реальных результатов внедрения передовых технологий.

Основная часть. Искусственный интеллект в образовании выполняет несколько ключевых функций. Во-первых, это адаптивное обучение: ИИ анализирует данные об успеваемости, темпе работы и ошибках учащихся, формируя персонализированные учебные траектории. Во-вторых, автоматизация оценки знаний: современные ИИ-системы способны проверять не только тестовые задания, но и развернутые ответы, выявляя логику рассуждений и оригинальность мышления. В-третьих, ИИ выступает как инструмент поддержки преподавателей, предоставляя аналитические отчеты о прогрессе группы и отдельных студентов, что позволяет своевременно корректировать учебный план. Наконец, виртуальные ассистенты и чат-боты на базе ИИ создают интерактивные учебные среды, где учащиеся получают мгновенную обратную связь, что повышает их вовлеченность и самостоятельность. Технология DeepSeek представляет собой инновационную ИИ-платформу, разработанную для анализа больших образовательных данных и построения индивидуализированных обучающих траекторий. В отличие от стандартных систем, DeepSeek использует глубокое обучение (deep learning) для выявления скрытых паттернов в поведении учащихся. Платформа способна не только анализировать текущие результаты, но и прогнозировать вероятность академической неуспеваемости за 2–3 недели до её проявления, что даёт преподавателям время на профилактические меры.

В Институте интеллектуальных технологий DeepSeek был интегрирован в курсы по программированию, аналитике данных и цифровой педагогике. Внедрение включало три этапа: пилотное тестирование, обучение преподавателей и полномасштабное развертывание. За семестр было собрано и проанализировано более 15 000 учебных взаимодействий. Результаты показали, что учащиеся, обучавшиеся с использованием DeepSeek, демонстрировали на 20% более высокие результаты на итоговых экзаменах по сравнению с контрольной группой. Кроме того, 87% студентов отметили, что интерактивные элементы платформы повысили их интерес к предмету. Преподаватели, в свою очередь, сократили время на проверку заданий в среднем на 30%, что позволило уделить больше внимания индивидуальному консультированию. Однако внедрение ИИ в образование сопряжено с рядом вызовов. К ним относятся вопросы защиты персональных данных учащихся, необходимость цифровой грамотности педагогов и риск усиления цифрового неравенства между регионами. DeepSeek решает часть этих проблем за счет локального хранения данных и предоставления бесплатного обучающего модуля для преподавателей. Тем не менее, эти аспекты требуют постоянного внимания со стороны регуляторов и образовательных учреждений.

Важным аспектом успешного внедрения ИИ-платформ, таких как DeepSeek, является их педагогическая интеграция. Технология сама по себе не гарантирует улучшения результатов — ключевую роль играет методологическая стратегия её использования. В Институте интеллектуальных технологий была разработана специальная педагогическая модель, сочетающая традиционное обучение с элементами «умной» поддержки: ИИ не заменяет преподавателя, а выступает в роли когнитивного партнёра, который помогает выявлять пробелы в знаниях, предлагать адаптивные задания и отслеживать прогресс в реальном времени. Такой подход позволил избежать «технологического детерминизма» и сохранить центральную роль педагога в образовательном процессе. Перспективы развития ИИ в казахстанском образовании напрямую зависят от формирования междисциплинарной экосистемы, объединяющей педагогов, разработчиков, психологов и регуляторов. DeepSeek демонстрирует, что при соблюдении этических норм, прозрачности алгоритмов и уважении к пользовательским данным, ИИ может стать инструментом инклюзивного и качественного образования. В будущем планируется расширить функционал платформы за счёт интеграции с системами виртуальной реальности (VR) и поддержки многоязычия, что особенно актуально для многоэтнической образовательной среды Казахстана. Подобные инициативы способны не только повысить эффективность обучения, но и сократить разрыв между городскими и сельскими школами, обеспечивая равный доступ к персонализированным образовательным ресурсам [2, с. 63].

Вывод. Искусственный интеллект, и в частности платформа DeepSeek, доказал свою эффективность в повышении качества образования. Результаты внедрения в Институте интеллектуальных технологий подтверждают, что ИИ способен не только автоматизировать рутинные процессы, но и кардинально изменить подход к обучению, сделав его по-настоящему персонализированным и прогностическим. Достоверность полученных данных подтверждается количественными метриками и положительной обратной связью от участников эксперимента. Автор делает вывод, что дальнейшее развитие ИИ в образовании должно сопровождаться этическими стандартами, программами повышения квалификации педагогов и политикой обеспечения цифрового равенства. Только комплексный подход позволит реализовать полный потенциал ИИ как инструмента справедливого и качественного образования для всех.

Список литературы

  1. Институт интеллектуальных технологий. Отчет о внедрении DeepSeek в образовательные программы / ИИТ. – Алматы, 2023. – 24 с.
  2. Holmes, W., Bialik, M., Fadel, C. Artificial Intelligence in Education: Promises and Implications for Teaching and Learning / W. Holmes, M. Bialik, C. Fadel. – Boston: Center for Curriculum Redesign, 2019. – 188 p.
  3. Luckin, R. Towards Artificial Intelligence-based Assessment Systems / R. Luckin // Nature Human Behaviour. – 2017. – Vol. 1, № 12. – P. 110–114.
  4. Chen, X., Xie, H., Zou, D., Hwang, G.-J. Adaptive Learning Systems: A Review of the State of the Art / X. Chen et al. // Journal of Educational Technology & Society. – 2020. – Vol. 23, № 2. – P. 300–312.