Развитие творческих способностей на уроках музыки

Развитие творческих способностей на уроках музыки [Музыка]

Автор статьи : Майя К.
Организация : КГУ "Средняя школа имени Маяковского"
Должность : учитель музыки
Дата : 30.11.2016
Издатель : Индира Т., корреспондент
Номер журнала : 02-08-2017

Аннотация. Статья раскрывает педагогические подходы к развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки в условиях ограниченного учебного времени. Цель исследования – представить и проанализировать систему методов и организационных форм, позволяющих превратить урок музыки в импульс для самостоятельной творческой активности школьников. В работе использованы методы анализа педагогического опыта, обобщения практики и описания авторских методик. Рассматриваются ключевые принципы организации урока: создание психологически безопасной, безоценочной (в традиционном понимании) атмосферы; интеграция проектной деятельности через межпредметные связи; участие классов в общешкольных творческих событиях. Особое внимание уделено авторской программе «История казахской и зарубежной музыкальной культуры» для 5–6 классов и механизмам её реализации. Делается вывод о том, что предложенный комплексный подход способствует росту мотивации учащихся, расширению их музыкального кругозора и формированию навыков совместной творческой деятельности, одновременно стимулируя профессиональный рост самого педагога.

Введение. В современной образовательной парадигме особое значение придаётся развитию творческого потенциала личности. Урок музыки, обладающий уникальным эмоциональным и эстетическим воздействием, занимает в этом процессе ключевое место. Как отмечал философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, музыка способна проникать в самые глубокие части человеческого существа, выражая то, что не под силу другим видам искусства. Однако практические реалии — один урок в неделю продолжительностью 45 минут — ставят перед педагогом сложную задачу: не только дать определённый объём знаний, но и за ограниченное время пробудить в ученике устойчивый интерес к музыке, желание самостоятельно музицировать, слушать и творить. Актуальность темы обусловлена поиском эффективных педагогических стратегий, которые превращают кратковременный урок в стартовый импульс для долговременного творческого развития как учащихся, так и самого учителя. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации принципов организации творческой среды на уроке музыки. Практическая ценность состоит в представлении конкретных, апробированных автором механизмов: системы межпредметных проектов, интеграции в общешкольные творческие события и авторской учебной программы, — которые могут быть адаптированы другими педагогами.

Основная часть

Формирование творческой атмосферы на уроке начинается с создания психологически безопасной среды. Авторская практика основывается на принципе, который можно условно назвать «безоценочным» или «пятерочным». На уроках не выставляются низкие оценки (2 или 3), а оценка «4» рассматривается скорее как сигнал для учителя о необходимости поиска более эффективных способов вовлечения конкретного ученика в процесс. Такой подход, исключающий принудительное индивидуальное опрашивание и публичное сравнение способностей, снимает барьер страха и способствует эмоциональной раскрепощённости. Учащиеся чувствуют поддержку педагога, что мотивирует их проявлять себя свободно и с радостью включаться в музицирование [1, с. 89].

Одним из ключевых инструментов расширения образовательного пространства за рамки урока стала проектная технология. Понимая ограниченность временного ресурса, учитель выстраивает проектную деятельность через систему межпредметных связей. Это позволяет интегрировать музыкальное содержание в более широкий контекст, не перегружая учеников дополнительными занятиями. Основные направления интеграции включают: сотрудничество с учителями искусств (МХК, ИЗО) для создания комплексных художественных проектов; совместную работу с филологами и историками над темами, связывающими музыку с литературой и историческим контекстом (например, «Роль музыки Курмангазы»); взаимодействие с учителями английского языка в подготовке песен на иностранном языке для конкурсов; партнёрство с учителями информатики, для которых содержанием проектов (мультимедийных презентаций, буклетов) может стать музыкальная тематика.

Авторская программа «История казахской и зарубежной музыкальной культуры» для 5–6 классов структурирована вокруг трёх сквозных линий: «Язык музыки» (изучение средств выразительности, специфики искусства), «Музыкальные портреты» (знакомство с композиторами, стилями, жанрами) и «Опыт музыкально-творческой деятельности» (хоровое и сольное пение, слушание). Эта программа сочетает изучение классического наследия (Бах, Моцарт, Бетховен, Курмангазы, Нургиса Тлендиев) с активной практикой. Внеурочная деятельность (занятия в творческих объединениях, участие в конкурсах и фестивалях) логично продолжает и углубляет урочную работу.

Особое место в системе занимают общешкольные Творческие события (ТС), обязательным компонентом которых является музыкальный конкурс. Каждый класс под руководством классного руководителя и при непосредственной помощи учителя музыки готовит и исполняет песню в соответствии с заданной тематикой. Этот процесс, длящийся от урока к уроку и во внеурочное время, превращает коллектив класса в исполнительский ансамбль. Наблюдается закономерный рост мастерства: от простого одноголосного пения в начальной школе ученики 5–6 классов переходят к двухголосию, осмысленному использованию солистов, микрофонов, элементов хореографии и драматургическому построению номера. Таким образом, ТС становятся мощным стимулом для развития культуры коллективного музицирования и чувства ответственности за общий результат [2, с. 112].

Проектная работа учащихся реализуется в различных форматах: мультимедийные презентации («Музыка и сказка», «Алия Молдагулова»), публикации (песенники, буклеты о музыкальных событиях). В основе методики лежат принципы программы Intel «Обучение для будущего». Например, проект «Музыка и сказка» для 4 класса организуется по чёткому плану: постановка целей, деление на группы с распределением ролей (организатор, технический специалист), выбор сказки и подбор к ней музыки и иллюстраций, техническое создание слайд-шоу и его публичная защита. Такая деятельность развивает не только музыкальный вкус, но и навыки исследования, командной работы, ИКТ-компетентность.

Педагогический опыт демонстрирует, что системное применение описанных подходов приводит к качественным изменениям. Во-первых, значительно возрастает количество учащихся, вовлечённых в исследовательскую и проектную деятельность по музыке. Если раньше это были единицы, то теперь такие возможности открыты для большинства. Во-вторых, меняется отношение к предмету: из «второстепенного» он превращается в область для применения творческих сил и интеллектуальных поисков. В-третьих, происходит профессиональная рефлексия самого учителя, который, создавая условия для творчества учеников, постоянно ищет новые формы, осваивает технологии и тем самым развивается сам. Этот взаимный процесс роста подтверждает тезис о том, что урок музыки может и должен стать импульсом для развития всех его участников.

Вывод

Опыт, представленный в статье, свидетельствует о том, что даже в условиях ограниченного учебного времени урок музыки способен выполнять роль катализатора творческого развития. Достигается это за счёт комплексного подхода, который включает: 1) создание на уроке поддерживающей, «безоценочной» атмосферы, снимающей психологические барьеры; 2) активное использование проектной методики, интегрированной в образовательное пространство школы через межпредметные связи; 3) системное участие классов в обязательных общешкольных творческих событиях, мотивирующих к совершенствованию исполнительской культуры; 4) реализацию авторской учебной программы, соединяющей теорию с практикой. В результате учащиеся не только приобретают знания о музыке, но и развивают навыки сотрудничества, исследовательской деятельности, публичного представления результатов, что отвечает требованиям формирования метапредметных компетенций. Для педагога такая организация работы становится источником постоянного профессионального обновления и роста. Таким образом, урок музыки, построенный на принципах открытости, интеграции и совместного творчества, действительно превращается в мощный импульс для непрерывного развития творческих способностей как учащихся, так и учителя, способствуя созданию в школе особой, одухотворённой музыкальной среды.

Список литературы

  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.
  2. Красильников И.М. Школа творчества: интеграция искусств в образовательном процессе. – СПб.: ЛОИРО, 2012. – 215 с.
  3. Бёртон, Л., & Кумбс, Д. (2018). Проектное обучение в современной школе / Пер. с англ. – М.: Национальное образование. – 192 с.
  4. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
  6. Intel® Teach Program. (2011). Intel® Teach Essentials Course: Project-Based Approaches. [Online Resource]. Retrieved from Intel Education.
  7. Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html