Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы

Орыс тілі және әдебиеті
Рахимбекова Асемгуль Жаксылыковна, Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы

Мақала авторы: Рахимбекова Асемгуль Жаксылыковна
Жұмыс орны: Павлодар облысы Баянауыл ауданы №1Майқайың жалпы орта білім беру мектебі
Лауазымы: Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Порталға жариялану мерзімі: 07.02.2018


Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
         Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
         Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. В этой связи различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в  проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

В технологии используется несколько приемов создания проблемной ситуации, например, мотивирующий прием – готовая или интригующая информация (прием «яркое пятно») или прием «актуальность». «Ярким пятном» на уроке может быть мультфильм, отрывок из фильма, фотография, отрывок из литературного произведения, документа и т.д.  На уроках учитель стимулирует к выдвижению и проверке гипотез, делает подсказки или сообщает решающую гипотезу.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему.

На уроках  русской литературы проблемно-диалоговая технология может быть использована:

А) при изучении  эпических произведений

1) Проблемный анализ воспитывает в учащихся умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские  впечатления и выводы разбора, а также помогает внимательно вчитываться в текст произведения и способствует не только прочности знаний, но переходу их в убеждения.

2) В целях активизации познавательной деятельности весьма эффективно использование приёма сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Если в среднем звене школы на уроках литературы практикую такую форму работы, как дать сравнительную характеристику персонажей одного художественного произведения, то в старшем звене предлагаю выделить сходства  и различия героев разных художественных произведений.

3) Средством активизации познавательной активности школьников является и использование разнообразных творческих заданий. Я стараюсь в практике своей работы прибегать как к традиционным (сочинения на свободную тему, сочинение собственной сказки, загадки, былины и т.д.), так и нетрадиционным творческим заданиям, потому что понимаю: делать из урока в урок одно и то же не очень интересно. Нестандартные творческие задания вовсе не ставят в тупик школьников, наоборот, будят их воображение, активизируют мыслительную деятельность.

Б) при изучении лирических произведений

Сопоставление разных стихотворений одного поэта  помогает обнаружить общие, присущие именно ему черты видения жизни и художественной манеры.

 В )в  самостоятельной лабораторной работе, которая

        даёт редкую возможность учителю литературы, во-первых, задействовать весь класс; во-вторых, сэкономить время; и, в-третьих, осуществить одновременно контроль и обучение. Школьник выступает в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста.

Так, например, на уроке литературы в 6 классе анализируя стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», предлагаю ученикам  заполнить  таблицу:

эпитеты метафоры олицетворения

Выполненная работа поможет шестиклассникам дать исчерпывающий ответ на вопрос «Какую роль играют изобразительно – выразительные средства в этом стихотворении?», увидеть удивительную картину, нарисованную поэтом.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Итак, основные выводы

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

Данная технология является:

— результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

— здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

— носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.