РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Өзін-өзі тану
Тагиева Индира Таваккул-кызы, РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Мақала авторы: Тагиева Индира Таваккул-кызы
Жұмыс орны: КГУ "Средняя школа имени Маяковского"
Лауазымы: учитель самопознания
Порталға жариялану мерзімі: 22.01.2018


Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к духовно- нравственному воспитанию в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения Казахстана, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин). Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Я полностью согласна с высказыванием Ивана Александровича. Действительно, среди всех элементов общества семья является наиболее древним и стабильным, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью» по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Имеено первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего, его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, заботится — именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека.

Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент духовно-нравственного его развития. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Чем крепче семья, чем крепче в неё связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.

Испокон веков воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность.

В семье, в любви и заботе, в единении и взаимной поддержке фиксируются практически все человеческие добродетели. Значение семьи для всех его членов исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищённой не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всех последующей жизни. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнаёт, «что такое хорошо и что такое плохо».

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребёнок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои эмоции. Семья готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передаёт ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребёнку большую помощь. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное чувство удовлетворения.

На сегодняшний день основной причиной распада браков в стране является падение престижа семьи и ценности семьи как структуры. Семья — это первоструктура общества, из которой вырастает все остальное, на базе которой все остальное формируется. Семья сейчас, к сожалению, относится к второстепенным ценностям. В этом самая главная причина и очень большая беда. На данный момент можно заявлять о тенденции к увеличению количества разводов, сейчас большинство населения, в первую очередь, задумывается о карьере и материальном благополучии. У нас почти все взрослое население погружено в мир бизнеса. К нам пришли большие деньги. И сейчас в Казахстане в системе ценностей человека на первом месте материальное благополучие, карьера и власть, а раньше была любовь, которая потом превращается в семью. Каждый родитель должен думать о детях в плане подачи своей любви. Родители очень заботятся о детях, но все это выражено в материальном отношении — какой смартфон купить, в какой школе или каком вузе учить, а любовь и воспитание, ушли на задний план.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познаёт окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

«Самопознание» — это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы — развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Подобного проекта нет в мировой практике. Он направлен на обучение детей ценностям, формирования навыков конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы. Основа авторской идеи проекта «Самопознание» автор видит в том, чтобы любить и быть любимым. Быть самим собой. Развивать свои собственные возможности, таланты, различать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учит ответственности за свои слова и поступки. Жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я. Созидать, творить на благо общества, постоянно самосовершенствоваться.

В начале учебного для того чтобы раскрыть родителям духовно-нравственную глубину и общечеловеческий ценностный потенциал предмета «Самопознание» и расширить представления о роли родительской любви в становлении личности ребенка, об основных жизненно важных принципах сохранения счастливых взаимоотношений между родителями и детьми было проведено общешкольное родительское собрание на тему «Общечеловеческие ценности –основа семейного воспитания».

Одним из факторов развития нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения является уровень осведомлённости родителей в данной области. В сентябре месяце было организовано анкетирование родителей учащихся 1-11 классов школы с общим охватом 78 человек по вопросу нравственно-духовного воспитания. Анализ анкет даёт возможность сделать выводы, что родители стремятся уделять как можно больше внимания детям, разговаривать с ними, воспитывать такие качества как трудолюбие, милосердие, честность, ответственность. По мнению родителей, курс «Самопознание» играет важную роль в становлении личности, и считают, что в школе созданы все необходимые условия для приобретения детьми опыта нравственно-духовного поведения.

В ноябре месяце для девочек 8-9 классов и их мам психологи школы провели занятие с элементами тренинга «У вас растет дочь», чтобы поговорить о том, как воспитывать дочь, как сделать так, чтобы она выросла настоящей хозяйкой, настоящей женщиной, женой и матерью, способной сохранить тепло домашнего очага и самое главное, способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни, благополучию и счастью в семье.

Особую роль в воспитании детей играют отцы. Своим авторитетом, положительным примером они помогают в решении сложных воспитательных задач. Но наша каждодневная работа, домашние дела часто становятся преградой между ребёнком и родителями. С прошлого года стала традицией проводить форум отцов. Благодаря привлечению отцов в такого рода мероприятии способствуют повышению роли отца в социализации детей и укрепление института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций и семейных отношений.

В настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями – это традиционные родительские собрания, заседания родительских комитетов, родительские мастерские, приглашение их на школьные праздники, спортивные мероприятия, оформление поздравлений к праздникам.

Одной из основных задач педагогов в этом учебном году является задача укрепления сотрудничества и расширение поля позитивного общения с семьей, вовлечение родителей в воспитательный процесс школы, создание единого воспитательного пространства «родители – дети — учителя».

О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.

Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, хорошее воспитание.

Воспитать в человеке Человека – конечная цель семьи.

 

Использованная литература

1.Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. –

М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

2.Ковалёв С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалёв. – М.: Педагогика,

  1. – 277 с.
  2. Михайлов Ф.Т. Нравственное воспитание личности /Ф.Т. Михайлов /1997. – 124 с.
  3. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,

2012.-96 с.- (Детям о самом важном)