Развитие речи младших школьников через использование дидактических игр

Бастауыш сынып
Ауганбайн Айжан Абдибековна, Развитие речи младших школьников через использование дидактических игр

Мақала авторы: Ауганбайн Айжан Абдибековна
Жұмыс орны: СКО район имени Габита Мусрепова село Бирлик КГУ "Бирликская средняя школа"
Лауазымы: учитель начальных классов
Порталға жариялану мерзімі: 01.11.2018


Актуальность:

Из практики обучения в начальных классах известно, что с каким багажом знаний ребенок переступит школьный порог, во многом зависит, насколько успешно он будет учиться.

Важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. На сегодняшний день учащиеся начальных классов недостаточно говорят на уроках, практически обходятся отдельными высказываниями, односложными словами «да» и «нет». Проблема развития и эффективности речи особенно важна  сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель обучения не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а, прежде всего в том, чтобы он, используя эти знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь ему больше света, радости и интереса — и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи. Огромные возможности в работе по развитию речи имеют дидактические игры.

Цель:

Исходя из актуальности данной проблемы  была определена цель  работы показать влияние игры на развитие речи младших школьников.

Задачи:

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. изучить литературу, которая раскрывает вопросы, связанные с проблемой развития речи;
  2. разработать и внедрить в учебный процесс систему игр, направленных на развитие речи;
  3. проанализировать эффективность используемых средств обучения.

 

Объект исследования – процесс  развития  речи

Предмет исследования – дидактические игры на уроках  в развитии речи младших школьников.

 

Описание технологии

Целью моего педагогического опыта является представление системы работы по влиянию игры на развитие связной речи детей.

Прежде чем начать работу поданной теме я изучила ряд методической литературы:

*  Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников //Нач. школа. № 6,  2001 г.

*  М.Р. Львов в работе «Речь младших школьников и пути её развития» разработал

*  Мали.Д., Климова С. А. Речевое развитие младших школьников. – Пенза 1994

Узнала больше о дидактической игре (ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения).

Функции дидактической игры :

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и окружающей жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

 

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание в своей работе обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В период обучения грамоте  использую следующие игры – задания:

«Узнай предмет по описанию»: Лохматый, косолапый, бурый. Кто это?

Яркое, теплое, лучистое. Что это?

«Узнай предмет по его действиям»: Летает, жужжит, жалит. Кто это?

Ржет, бегает, скачет. Кто это?

«Узнай предмет по его частям»: Перья, хвост, крылья, когти. Кто это?

Крылья, хвост, мотор, стекло. Что это?

«Продолжи ряд слов» К названным словам подобрать подходящие слова из той же тематической группы (не менее трех слов):

Стол, стул, диван…

Книга, альбом, блокнот…

Дождь, ветер, иней…

Белый, синий, черный…

 «Лишнее слово» Выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор:

Дуб, сосна, роза, клен;

поезд, троллейбус, автобус, автомобиль;

голубой, лёгкий, желтый, синий;

понедельник, среда, вечер, суббота.

Игра: « Делим слова на слоги».

Цель : научить делить слова на слоги .(используется мяч)

— Буду я сейчас водить ,

Буду я произносить

Какое — нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить .

—   Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са — ды ) ,Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).

 «Собери слова из слогов и букв»

Цель : научить детей составлять слова из слогов .

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить ,

Чтобы слово зазвучало.

 

МА, ЛЯ, И, ЛЬ, У, НА, Г, ГО, К, ГА, Д, СИ, РИ, СА, О, М

Игра «Укрась предложение».
Цель : научить дополнять предложения.

Учитель произносит предложение: Девочка поет песню .

Учитель показывает на схеме предложения место , где дети должны вставить слова.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений

Игра «Буквы потерялись»

— Какие буквы пропущены?

…ЕЛО

…ННА

…ОРЬ

…ИСТ

…ИГА  (Сахар)

Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы – не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы – попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки

 

Работа над связной речью

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ»

Цели:  развивать содержательно-смысловую сторону высказывания, учить устанавливать  причинно-следственные связи, учить составлять предложения по содержанию картинки.

Оборудование:   серии сюжетных картинок, предметные картинки

Речевой материал: «Разложи по порядку», «Что сначала», «Что было потом», «Чем закончилось», «Кто? Что делает?», «Составь предложение», «Расскажи»

«КТО КАК ЗИМУ ПРОВОДИТ»

 

Цели: учить  составлять повествовательно-описательный рассказ в ходе демонстрационных действий, учить строить предложения с предлогами.

Оборудование:  игровое полотно с прорезями, предметные картинки с изображениями животных (или фигурки).

Речевой материал: названия  животных, их жилищ, «Где зимует?», «Кто спит?».

«РАССКАЖИ  СКАЗКУ»

Цели:   учить пересказывать знакомый сюжет сказки с опорой на картинки,  учить рассказывать по ролям, развивать память.

Оборудование:   серия сюжетных картинок к сказке, таблички с опорными словами; можно использовать настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф

Речевой материал:  речевые конструкции сказки.

 

 

 

Творческие задания: Предлагали составить, придумать предложение, рассказ, нарисовать словесный портрет, употребляя фразеологизмы: стоять горой; мастер на все руки; не вешать носа. Мы увидели, что дети с большим интересом выполняют такие задания. Применение таких методов и приемов обучения существенно активизирует работу по развитию речи всего ученического коллектива.

Игра «Бумеранг»
воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.
Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).9.«Фразеологический зверинец».
Цель: расширение словарного запаса учащихся.
Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

 

. Вопросы «цепочкой»
Цель – учить раскрывать единство текста.
Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.
Например:
— Какое время года сейчас?
— Зима. Какие деревья зимой?
— Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.

«Суффикс»

Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

На доске написаны слова:

Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

 

«Однокоренные слова»

Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.

 

. Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка),
прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 все 100ловые наборы (прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри все столовые наборы)
27. Игра « Что лишнее?» тинасплин, лейк, мальбо,теерв, калиней (пластилин,клей,альбом,линейка, лишнее ветер)

 

Игры-предположения

(«что было бы »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки.

В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

«Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

 

 

Уже с 1 класса учу ребят составлять предложения и рассказы по серии сюжетных картинок.

 

 

 

 

 

 

 

 

— Рассмотри внимательно картинки.

— К каждой картинке составь предложение.

— Подумай, в каком порядке нужно их  расположить, чтобы  получился рассказ.

— Как ты назовёшь этот рассказ?

— Запиши получившийся текст.

Данный вид работы можно проводить в парах,группах, индивидуально.

Составление текста по опорным словам (словосочетаниям) – один из видов творческой работы.

Учащиеся овладевают знаниями и умениями последовательно, продвигаясь от простого к сложному. Эти упражнения помогают вырабатывать у учеников внимательность, сообразительность, развивают логическую память, учат описывать предметы или явления, сравнивать их, расширяют словарный запас.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • игры-путешествия;
  • игры-поручения;
  • игры-предположения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы (игры-диалоги)
  • «Живые числа»
  • Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.
  • Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
  • «Белочка и грибы»
  • Цель: закрепить знания о составе числа.
  • Кто по елкам ловко скачет?
  • И взлетает на дубы?
  •     Кто в дупле орешки прячет,
  • Сушит на зиму грибы?
  • Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

 «Узнай растение по описанию»

Цель: закрепить знания детей о разных видах растений.

Игра начинается с отгадывания загадки о дереве.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего. Что плод мой мелок.   (Дуб)

Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. Учитель описывает дерево. При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:

  1. Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).
  2. Листья (величина, форма, окраска).
  3. Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).
  4. Ствол (цвет, толщина, поверхность).
  5. Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).

Далее учитель описывает клен, березу, калину, а ученики говорят, как они догадались, какое дерево он описал. При проведении игры можно использовать загадки.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

На длинной ножке.   (Клен)

 

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.   (Шиповник)

 

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают.   (Липа)

 

«Зеленые загадки»

Цель: закрепить знания детей по темам «Фрукты» и «Овощи».

Игроки делятся на 2-3 группы. Каждая образует круг. В центре круга — мешочек с овощами и фруктами. У всех игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта. Загадывается загадка. Отгадку называет тот ученик, у которого есть эмблема этого овоща или фрукта, после чего находит названный предмет в мешочке. Если участник не допустил ошибки, его группа получает очко. Побеждает группа получившая наибольшее количество очков.

 

«Дикие и домашние животные»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

После слов учителя «Сейчас мы отправимся в путешествие в сказочный лес» дети выбирают транспорт, на котором они отправятся в путешествие, объясняют, почему они выбрали именно этот транспорт. Звучит музыка.

Послушайте загадку о животном и найдите картинку с его изображением.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинки,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту выходит.

По какому признаку вы узнали это животное?

Далее предлагаются загадки о других домашних животных, которых ребята могли бы увидеть во дворе дома лесника. По мере отгадывания загадок на наборное полотно выставляются изображения животных, затем задаётся вопрос: как можно назвать эту группу животных? (Домашние). Делается вывод: животные, о которых заботится человек (строит для них жильё, кормит, ухаживает), которые приносят ему пользу, называют домашними.

Учитель спрашивает: а где живут дикие животные? Предлагает учащимся отправиться в лес. Выясняется, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть его обитателей. Дети закрывают глаза, слушают запись голосов птиц и зверей леса. В это время вывешивается картина «Лес». Загадываются загадки о диких животных. По мере их отгадывания на наборное полотно выставляются изображения диких животных.

Этот зверь тебе знаком – ест мышей,

Пьет молоко,

Но на кошку не похож,

Весь в колючках длинных…   (Еж)

 

Делается вывод, каких животных называют дикими.

Последний этап путешествия: ранняя осень в лесу. Дети рассматривают картинки, на которых изображены животные и отбирают тех, которых можно встретить в лесу в сентябре.

 

«Сравни предметы»

Это упражнение в игровой форме учит детей давать характеристики различным предметам, развивает способность к анализу. Можно показать ребенку две любые вещи и предложить объяснить их сходство и различие. Например, яблоко и абрикос: что между ними общего, чем они не похожи друг на друга? Если ребенку трудно самостоятельно выполнить задание, целесообразно задавать ему наводящие вопросы.

Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Деформированные предложения

  • составляем предложение из слов;
  • распространяем предложение.

 

Составление связного текста из данных предложений.

Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.

Прочитай предложения. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь текст.

Заключение

В ходе проделанной мною работы, я пришла к выводу, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и развития речи учащихся.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

На своих уроках я использую речевой материал так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал   способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так, например, при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей, но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез. При расширении словарного запаса школьников формируется умение классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции мышления, как обобщение и классификация. При работе над развитием грамматических навыков учу ребят понимать и правильно употреблять предложно – падежные формы, составлять предложения по картинкам, сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным аппаратом, следовательно, школьники учатся устанавливать причинно – следственные связи, развивать логику рассуждений.

Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной