Правописание –тся, -ться у глаголов

Бастауыш сынып
Лигусова Светлана Николаевна, Правописание –тся, -ться у глаголов

Мақала авторы: Лигусова Светлана Николаевна
Жұмыс орны: КГУ "Средняя школа имени М.В. Ломоносова"
Лауазымы: Учитель начальных классов
Порталға жариялану мерзімі: 28.10.2018


Тема урока: Правописание –тся, -ться у глаголов

Цели: 1) Совершенствовать навыки правописания глаголов на  -тся и -ться, определять время,число, вид, спряжение глаголов.

2) Развивать речь учащихся, навыки самооценки; умение работать в группах, парах, творческие способности учащихся.

3) Воспитывать внимательность и аккуратность при работе; культуру взаимоотношений при работе в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Обернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их, повернитесь и друг другу улыбнитесь, пожелайте успехов.  Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!                                                Слайд 1

Отчёт дежурных. Время года?

Подбор слов к слову зима (работа в группе)                                                    Слайд 2

  1. Актуализация знаний

— Как называются слова, отвечающие на вопросы что делает? Повторим всё о глаголе:                                                                                                                                                                                                                                        Глагол – это… что обозначает гл… отвечает на вопросы… имеет какую форму…. Какого вида бывают глаголы…. Как измениться глагол (время, род, число, спряжение)                                                               Слайд 3

  1. Работа в тетради

Запись числа. Классной работы. Каллиграфическая минутка  Гг (характеристика звука)

Сп вр ли ро чи

Словарная работа

Ребята. Вспомните, какие стихотворения о зиме вы знаете? (учащихся читают наизусть).   Посмотрите на экран и прочитайте.

Стихотворение «Январь» А.Асылбеков.                                                         Слайд 4

Белого снега гора

Выпала нынче с утра

Ну-ка морозец ударь начинае (тся) январь

Новый ледок на горе. Новы и песенки наши,

Каждый малыш в январе  на год становится старше.

Определите, что нужно вставить в словах?

Какими чястями речи являются эти слова?

Посмотрите и скажите, сможете ли вы сформулировать тему урока?

3  Сообщение темы и цели урока                                                    Слайд 5

Тема урока: «Правописание -тся, -ться у глаголов»

Цели урока: мы будем совершенствовать навыки правописания –тся, и ться в глаголах; находить глаголы в текстах, определять время. вид, число, спряжение глаголов; развивать речь, творческие способности, умение работать в группах.

Правила работы в группе                                                                 Слайд 6

Вспомните и назовите правила работы в группе. Оценочный лист.

  1. Усвоение знаний (Работа в группах).

Игра «Передай другому» ( вставить –тся, -ться у глаголов)

Учит?ся                     приближает?ся      строит?ся         начинает?ся

Отправит?ся            собирает?ся           решает?ся       переливает?ся

Дожидает?ся           живёт?ся                развиват?ся      укутат?ся

Поправляет?ся         купает?ся              улыбат?ся          считает?ся

Задумат?ся               катат?ся                 смотрет?ся         обЪяснит?ся

Проверка (1 уч. от группы читает ответы)

Вывод:  у глаголов 3 лица, отвечающих на вопросы что делает? что сделает? что делают? Что сделают? Перед-ся ь не пишется.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?, то это глагол неопределенной формы и в нём перед –ся пишется ь.

 Лист оценивания (самооценка)                                                        Слайд 7

  1. Работа по учебнику,( раб. по группам)

1 группа записать 1-2 предложения, пропущенные буквы  синтаксический разбор предложения; подчеркнуть глаголы, определить время.      Слайд 8

2 группа  выписать 3-4 предложения, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

3 группа  выписать все глаголы, объяснить правописание -тся, -ться; определить виды, число глагол

4 группа записать последние предложение, пропущенные буквы объяснить; определить время, лицо глагола.

Заслушивание ответов уч-ся. Оценивание (Оценочный лист)

  1. Физминутка. Я пришёл из школы я учу глаголы                      Кричать – кричу(ааа)

Мне их выучить пустяк                                          Вертеть- верчу (голов)

У меня свой метод!                                          Двигать-двигаю( маш.рук)

Применяется он так                                               Прыгать- прыгаю.

Новый метод этот.

  1. Составление постера.

1 группа «Собери рассыпавшийся текст»;

2 группа  Загадки о зиме;

3 группа пословицы, народные приметы о зиме;

4 группа  составление алгоритма написания –тся –ться в глаголах;

Заслушивание ответов учащихся. Оценочный лист.

9.Закрепление изученного (Работа по карточкам)

«Допиши пословицы».

  1. Кто на уроке старается, у того всё …..(получается)
  2. Если не будешь стремиться, нечем будет …….(гордиться).
  3. Грамоте учиться всегда ………(пригодится).        Нестыдно не знать – стыдно ….(не учиться).

(Оценочный лист)

  1. Творческое задание «Юные поэты»

…искрится … расступаются                         Слайд 9

… ложиться … начинается.

… злится … стучится.   (Выслушать стихотворения учащихся, заполнить лист оценивания)

11.Итоги урока. Рефлексия.                                                    Слайд 10

Я научился….

Мне было интересно….

Я понял…..

Теперь я могу….

Могу похвалить себя за то….

Мне было трудно….

  1. Домашнее задание                  Слайд 11

Стр. 143,  Упр 369.

1 и 3 группы списать текст, глагол подчеркните, определите лицо,

2 и 4 группы изменить глаголы, пост в неопределенную форму, записать парами, определить  вид глагола.

Подведите итогов оценивания учащимися, выведение общей оценки.

Спасибо за урок!