КОМПЛЕКСНЫЕ СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ВЕДРА)

Технология
Вишницкий Анатолий Васильевич, КОМПЛЕКСНЫЕ СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ВЕДРА)

Мақала авторы: Вишницкий Анатолий Васильевич
Жұмыс орны: ГККП "Индустриально-технический колледж город Степногорск" при управлении образования Акмолинской области
Лауазымы: мастер производственного обучения
Порталға жариялану мерзімі: 13.12.2018


Тема урока: Комплексные работы, изготовление ведра металлического, где применяется

рубка, правка, сверление, гибка, клепка.

Цель урока:

Выработать правильно  выполнять разметку, резку, рубку, правку, гибку.

Осуществление связи теории с практической работой. Воспитывать у учащихся бережливость, аккуратность.

Научить работать индивидуально, в составе бригады, звена и использование новых технологий.

Материально-техническое оснащение: Верстаки, комплект оборудования и  приспособлений для изготовления ведра, шаблоны, чертилки, молотки, киянки. готовые  образцы, плакаты, Лэти, механический пресс, ножницы по металлу, сверлильный станок, приспособление для изготовления заклепок, инструмент для клепки, напильники.

Ход урока.

  1. I. Организационная часть (5 мин.)

а)  проверка наличия учащихся ( командиры, звеньевые

      б)  проверка наличия и состояния рабочей одежды в соответствии с требованием техники безопасности.

  1. Вводный инструктаж (210 мин.).
  2. Назвать тему урока: Комплексные работы.

Назвать цель урока: Выработать умение правильно выполнять разметку, резку,правку, гибку,

сверление как индивидуально, так и в составе бригады  (звена). Воспитание бережливости и

аккуратности.

 

  1. Опрос учащихся по карточкам-заданиям для определения теоретических знаний – 6 учащихся. согласно приложения 1

Время на подготовку 5 мин., в это время устный опрос по ТБ при проведении  слесарных работ в слесарной мастерской. Произвести опрос с использованием проблемный ситуаций. Назвать предварительные оценки за ответы учащихся.

  1. Изложение нового материала (рассказ-беседа):

Перед вами изделие- ведро металлическое. Применение всем известно. Материал для изготовления- сталь листовая толщиной 0,5 мм .Марка стали? Правильно-Ст.3- с малым содержанием углерода. При этом возьмем сталь- оцинкованную, которую получают (вспомним предмет химию) гальваническим покрытием окислов цинка. Естественно стоимость данного материала высока и при разметке мы должны вычертить максимальное количество деталей. При изготовлении применяются практически  все виды слесарных операций, которые мы с вами изучили по программе. Назвать стоимость материала и ведра, время на изготовление, значение для  профессии автокрановщиков. Выработанные умения и навыки по изготовлению ведра в дальнейшем помогут в выполнении всех видов слесарных работ, особенно связанные с применением с различным листовым материалом, применяемом в транспорте, строительстве и в быту

 

Построение шаблона.

Далее мастер производственного обучения описывает порядок выполнения работ.

При изготовлении необходимо построить развертку изделия – ведра.

Ведро состоит из двух основных деталей: обечайка и дна. В данный момент необходимо подчеркнуть связь с таким предметом как геометрия и математика, с построением геометрических тел.

Далее определяем необходимый объем ведра ( 10 л. Или 12 л. ), цилиндрическое или коническое. Отдадим предпочтение коническому – 10 л. Без основ геометрии не обойтись. Коническое ведро – это перевернутый усеченный конус.

 Ведро состоит из:

1 .Обечайка.

  1. Дно.
  2. Ушки.
  3. Ручка.
  4. Заклепки.

 

По формуле объема определяем высоту, большой и малые диаметры ведра

После  определения

Приступаем к построению боковой поверхности обечайки в натуральную величину. По высоте и диаметром верхнего и нижнего основании усеченного конуса в натуральную величину вычерчиваем на большом листе картона или ватмана профиль усеченного конуса. ( см. чертеж). Образующие конуса продолжаем до пересечения их  в точки О. Эта точка является центром, из нее проводим дуги, равные длинам окружностей малого и большого диаметрам ведра. Для этого делим основание конуса на семь частей. Каждую такую часть, т. е. 1/7  часть большого диаметра, откладываем по большой дуге 22 раза и из образующееся точки В проводим прямую к центру дуги О.

 

Добавляем припуск на фальц и развертка обечайки готова. Развертка круглого днища представляет малый диаметр внутри плюс припуск на соединение.

 

Далее согласно технологической карте последовательно, т. е. по  операциям производим изготовления ведра с устными пояснениями. Особое внимание уделяем экономному и бережливому отношению к очень дорогому листовому материалу.

 

Дно.

  1. Размечаем.
  2. Производим резку.
  3. На механическом прессе продавливаем.
  4. Подгибаем.
  5. Закатываем.

Когда учащийся выполнит операцию в совершенстве в соответствии с инструкциями и наставлениями мастера п/о, он обучает на собственном примере другого.

Этот процесс постоянно продолжается:

 

Обязательно необходимо знать:

— от чего зависит производительность  и качество работ в составе бригады,

звена ( привлекать учащихся старших курсов);

-требование к организации рабочего места:

а) расположение инструмента на верстаке и стендах (что ближе – чаще используется дальше – реже используется);

б) правильная постановка корпуса, ног при резке и изготовлении ведра;

в) резка электрическими ножницами.

г) правильная настройка зигмашинки, механического пресса, кромкогиба (привлекать учащихся старших курсов).

Требования  техники безопасности: (объясняют учащиеся)

а) требования к инструменту

б) требования к электроножницам, механическому прессу, сверлильному станку,

зигмашинке.

 

Дефекты при изготовлении:

А) разошелся шов ( некачественно производится раскрой металла);

Б) неровная и неширокая кромка ( неправильно установлено в зигмашинку).

Контроль качества осуществлять по шаблону и образцу учителя индивидуальные особенности при изготовлении ведра.

Проверка усвоения учащимися с показом отдельных элементов при изготовлении.

Устно пооперационно,согласно технологической карты, воспроизвести изготовление ведра.

Задание на учебную работу:

А) вид изделия – изготовление из листового металла ведра;

Б) разработать чертеж раскроя цилиндрического ведра;

В) технология последовательности изготовления ведра.

Выдача материала.

III .Самостоятельная работа и текущее инструктирование.

Получив задание, все учащиеся не могут одновременно работать на стендах, поэтому необходимо произвести перераспределение операций по изготовлению:

А) подготовка ушек;

Б) подготовка заклепок;

В) подготовка ручек на ведра;

Г) правка и гибка.

Основные направления  при личностно- ориентированной технологии:

  • Отсутствие брака;
  • Экономия очень дорогого материала;
  • Рациональное использование рабочего ( ученического) времени;
  • Использование новых технологий.

 

Когда учащийся выполнит операцию в совершенстве в соответствии с инструкциями и наставлениями мастера п/о, он обучает на собственном примере другого.

Этот процесс постоянно продолжается:

 

         При целевых обходах проверяется:

Качество изготовления, правильность организации обучения других, последовательность выполнения операции, минимальный расход металла, соблюдение требований техники безопасности.

Далее при последующих обходах поэтапно оцениваются работа каждого  учащегося.

Сдача продукции и оценка выполненной работы.

Учащиеся сами выставляют ( оценивают) оценки, определяют лучших, выявляют брак в работе.

. Подведение итогов занятий, основываясь на таблице:

Проверки Критерии оценок
«5» «4» «3»
1 Отклонение от размера До 0,1 До 0,2 До 0,3
2 Параллельность сторон В пределах 0,1 В пределах 0,2 В пределах 0,3
3 Прямолинейность плоскости (проверка лекальной линейкой) Плотное прилегание,

 

Просвет равномерный Просвет неравномерный,

 

4 Плавность перехода контура Соответствие контуру шаблона Незначительное отклонение контура от шаблона Значительное, но не грубое отклонение контура от шаблона
5 Шероховатость обработки (класс) 4 3 2
6 Выполнение норм времени Более 100% 100% Не менее 90%
7 Правильность пользования

инструментами

Правильно пользуются инструментами Допускает незначительные ошибки
8 Организация рабочего места Рационально, правильно Допускает незначительные ошибки
9 Самостоятельность выполнения Самостоятельно, инициативно Самостоятельно Требуется помощь
10 Выполнение требований ТБ Строго выполняет инструкции Выполняет инструкции Допускает нарушения, нет твердых знаний
  1. Отметить не менее пяти лучших работ.
  2. На основании худших работ показать типичные ошибки при распиливании.
  3. Провести оценку качества работы уч-ся. Провести беседу с учащимися, чтобы они сами разобрались в своих ошибках, и нашли пути их устранения и предупреждения.
  4. Анализ самими учащимися выполненных работ.
  5. Уборка и сдача рабочих мест.

 

  1. IV. Заключительный инструктаж.

В какой мере достигнута цель урока:

А) анализ теоретических знаний и умение применить в работе;

Б) типовые ошибки в работе , пути их устранения;

В) отметить лучших.

  1. Задание на дом: повторить клепку, пайку, просмотреть теоретический материал.

 

Список литературы

  1. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела.  М.: Высшая школа, 2002. – 180  с.
  2. Покровский Б. С, Скакун В. А. Слесарное дело. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.