ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Білім берудің негіздері
Садыкова Найля Мерекеновна, ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Мақала авторы: Садыкова Найля Мерекеновна
Жұмыс орны: КГУ "Средняя школа имени Маяковского"
Лауазымы: директор школы
Порталға жариялану мерзімі: 22.01.2018


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. В современных условиях особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие».

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

С.А. Назарбаева писала: «Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… Или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать себя – должен каждый».

Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.

Сегодня нужны живые знания, которые одухотворяют человека, развивают творческий потенциал нации, наполняя жизнь понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Знания, которые, по словам Ш.А. Амонашвили, зажигают в детях «искорку света».

Самопознание – это метапредмет, призванный изменить парадигму образовательного процесса, перейти к новым мировоззренческим основам с ориентацией на духовные приоритеты, на понимание человека как целостного существа в единстве души и тела, разума и сердца

Через «Самопознание» осуществляется желанная интеграция и выясняется, «зачем», «ради чего» изучаются школьные предметы, что они вносят в созидание целостной, гармоничной картины мира, что дают для нравственно-духовного пробуждения и развития каждого ребенка.

Миссия предмета «Самопознание» – быть своеобразным «компасом» подрастающего человека в современном мире, определяющим жизненно важные ценностные ориентации человека.

Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание это ключ к преображению.

С начала 2017-2018 учебного года нашей школе присвоен статус пилотной организации образования по НДО «Самопознание».

Пилотные – это значит профильные организации образования, в которых программа НДО «Самопознание» становится ядром образовательной системы. Обязательным условием  этого процесса является интеграция общечеловеческих ценностей в единое образовательное пространство, где осуществляется  интеграция самопознания и других образовательных областей, введение общечеловеческих ценностей во внеучебную деятельность, дополнительное образование, работу с родителями.

Организация образовательного процесса осуществляется следующим образом.

Создание важных педагогических условий:

  • Атмосфера любви, доверия, вдохновленного творчества, условия для

самоисследования, развития интуитивного постижения каждым самого себя;

Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно — ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

  • Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы;

Интеграция нравственно — духовного образования «Самопознание» в учебно – воспитательный процесс — это прежде всего, выявление нравственно — духовной сущности учащихся. Вечные ценности, такие как любовь, праведное поведение, истина, ненасилие, здоровье, семья, внутренний покой должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

В процессе интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостное учебно-воспитательное пространство организациям образования следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип гуманистической направленности;
  2. Принцип общечеловеческих ценностей;
  3. Принцип социального взаимодействия;
  4. Принцип национального наследия;
  5. Принцип природосообразности
  • Использование только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования.

Введение профильного предмета в 5 классе (вариативная часть Учебного плана):

«Духовное наследие человечества» .

В планировании и методике преподавания учебных предметов:

  1. В поурочном планировании — формулирование воспитательных целей с ориентацией на общечеловеческие ценности
  2. Включение в методику проведения уроков 5 — ти методических приемов: позитивный настрой, цитата, беседа, творческая групповая работа, совместное пение
  3. Интегрированные уроки: включение в содержание урока общечеловеческих ценностей
  4. Включение в программу общеобразовательных предметов проектной и социальной деятельности, направленной на формирование нравственно-духовного пространства в обществе и навыков служения обществу

В планировании учебной и методической работе:

Введение нового раздела «Интеграция программы НДО «Самопознание» в образовательное пространство школы»

В организации и содержании воспитательной работы:

  1. Введение общечеловеческих ценностей в содержание всех воспитательных мероприятий, традиционных праздников, соревнований и конкурсов
  2. Трансляция практики праведного поведения через конкурсную программу

В системе дополнительного образования:

  1. Создание интегрированных программ клубов и кружков
  2. Включение в работу клубов творческих и социальных проектов по нравственно-духовному образованию

Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел духовно-нравственную направленность, чтобы он видел, что, то дело, которым он занимается, жизненно необходимо ему для самопознания. И все это позволит школьникам «подняться над узостью потребительского мировоззрения к высотам осознания духовности как своей истинной природы, и они смогут передать другим личный опыт самопознания как носители и выразители духовно-нравственного начала».

Необходимо подчеркнуть большую роль учителя в процессе интеграции НДО «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс, что она состоит не в том, чтобы взять руководство этим процессом в свои руки, направляющая и организующая сила учителя будет значительнее, если в ней будет больше вдохновения. Педагоги добьются успеха только тогда, когда будут учитывать абсолютно все условия протекания педагогического процесса и анализировать последствия воспитательных действий и делать выводы. Великий педагог Сухомлинский В.А. говорил: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». Таким образом, важная задача всех педагогов и воспитателей нашей школы заключается в том, чтобы открыть сердце школьника навстречу любви.

Программа внедрения НДО «Самопознание» предполагает деятельностный подход. Единство мысли. слова и дела – вот принцип человека, руководствующегося в жизни общечеловеческими ценностями.

В итоге организация образования становится пилотной школой по интеграции программы НДО «Самопознание» в единое образовательное пространство, т.е. – Школой общечеловеческих ценностей.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Назарбаева С.А. Этика жизни – Алматы, 2001.
  3. Мукажанова Р.А.,Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе.Учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы:ННПООЦ «Бөбек»,2013.-96 с. «Самопознание» и другие учебные предметы возможности интеграции содержания и методов обучения.
  4. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания http://razom.znaimo.com.ua/docs/1105/index-42304.html