Химия и здоровье человека

Химия
Кенжебекова Гульмира Бимагамбетовна, Химия и здоровье человека

Мақала авторы: Кенжебекова Гульмира Бимагамбетовна
Жұмыс орны: г. Астана. Колледж АО «Казахский университет технологии и бизнеса»
Лауазымы: Преподаватель биологии и химии отделения Дизайн и технология
Порталға жариялану мерзімі: 20.01.2016


Цель урока:

  • Сформировать у студентов представление о природе ферментов, гормонов, витаминов и бытовой химии

Задачи урока :

  • Образовательные: рассмотреть ферменты, гормоны, витамины, с химической стороны, обобщить и закрепить знания студентов об их роли для организма человека, раскрыть сущность механизма действия; реализовать межпредметные связи;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, любознательность, умения и навыки самостоятельной работы с информационными источниками.
  • Воспитательные: способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью, прививать культуру здорового образа жизни, воспитывать ответственность, аккуратность, бережное обращение с химическими реактивами.

Тип урока:

  • СРСП. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний

Метод урока:

  • Словесный с применением презентаций, демонстрационных опытов.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, презентация студентов, выставка литературы, штатив с пробирками, коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота, крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода, лимон, яблоко, вода, универсальный индикатор, подсолнечное масло, 1%-й раствор хлорида железа(III).

 

 

                                           Ход  урока

 

«Мы тайны многие сумеем разгадать

И многое осмыслить и понять.

Добытое нами в жизни пригодится,

                                                            Как интересно все-таки учиться!»

 

  1. I. Организационный момент

Добрый день. Присаживайтесь. Рада Вас видеть. Кто отсутствует?

 

  1. II. Актуализация знаний (Слайд 2)
  2. Какие биополимеры называются белками?
  3. Как классифицируются белки по составу?
  4. Какие структуры белка, вы знаете?

 

4.Что называется денатурацией?
5.Что может явиться причиной денатурации?
6.В каком случае возможно восстановление структуры белковой молекулы?
7.Как называется этот процесс?
8. Почему врачи рекомендуют «сбивать» температуру больного, если она превышает 38 °С?
9. Почему из сваренного яйца никогда не появится цыпленок?

 

III.СРСП. Защита презентации:

На прошлой неделе вам было дано задание, собрать материалы  и приготовить презентацию по теме «Химия и здоровье человека»  и группа была подразделена на следующие подгруппы : «Витамины», «Гормоны», «Ферменты»  и «Бытовая химия».

Ребята,  на нашем сегодняшнем занятии речь пойдет о химии и здоровье человека. Мы поговорим о ферментах, гормонах, витаминах и о бытовой химии. Почему мы связываем эти понятия с химией? (ответы студентов). Поэтому цель нашего урока (сообщение целей и задач урока). Образовательным продуктом нашего урока будут ваши презентации.(Слайд 3,4). Эпиграф урока. (Слайд 5)

Задание: Из приведенного ниже перечня выпишите отдельно названия веществ и название тел, соблюдая порядок, в котором они написаны: ручка,стекло,стакан,олово,карандаш,тарелка,керамика,очки,ртуть,алюминий,тальк. Составив слово из первых букв веществ, вы узнаете, кто является автором строк «Здоровье – это не все, но все без здоровья- ничто».(Ответ: Стекло,олово,керамика,ртуть,алюминий,тальк — Сократ) (Слайд 6)

Чтобы быть здоровым надо правильно питаться.

— Скажите, что получает человек вместе с пищей?

— Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?

— Верно, витамины. Вот об этом расскажет первая группа «Витамины».

 

Защита презентации под девизом: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». (китайская  поговорка) (Слайд 8)

 

  1. Сообщение и презентация студентов о витаминах
  2. Введение в понятие; 2. Краткая история открытия; 3. Роль витаминов для здоровья человека; 4. Классификация; 5. Демонстрационный опыт: «Обнаружение витаминаС в яблочном соке и витамина А в подсолнечном масле».
  3. Ребята, посмотрите на следующий слайд 9: «Карлик и гигант». Как вы думаете, с чем связан рост этих людей?

— Правильно, с гормонами.

Сообщение и презентация студентов о гормонах

  1. Введение в понятие; 2. Гормоны: надпочечников; поджелудочной железы; гипофиза; щитовидной железы; гормон мозгового вещества надпочечников; 3. Свойства гормонов; 4. Биологическое значение.

Релакс момент. (Слайд 10)

3.Прежде чем мы просмотрим презентацию по теме «Ферменты», послушайте небольшую притчу (Слайд 11). Умирая, старый араб завещал своим сыновьям 17 прекрасных белых верблюдов. Старшему половину, среднему – третью часть, младшему – девятую часть. Когда араб умер, сыновья принялись делить свое наследство, но 17 верблюдов не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В это время через пустыню шел бедный ученый, дервиш и вел за собой старого черного верблюда. Он подошел к братьям и спросил, о чем они горюют. Братья поведали о своем наследстве и невозможности его поделить. Тогда дервиш подарил им своего верблюда. У них стало 18 верблюдов и все получилось: старший получил 9 верблюдов, средний – 6 верблюдов, младший – 2 верблюда, остался старый верблюд ученого. “Что с ним делать?” – спросили братья. “Отдайте его мне” – попросил ученый, и братья вернули ему верблюда. Вот и ферменты, так же, как и старый верблюд дервиша, помогают осуществлять реакции в организме. Так что же такое ферменты?

— Сообщение и презентация студентов о ферментах.

  1. Введение в понятие; 2. Краткая история открытия; 3. Свойства ферментов; 4. Применение ферментов; 5. Демонстрационный опыт: «Открытие фермента каталазы».

— На данном слайде мы видим препараты бытовой химии. Каково влияние предметов бытовой химии на здоровье человека ? (Слайд 12)

— Сообщение и презентация студентов овлияний бытовой химии на здоровье человека

1.Что такое бытовая химия? 2. Опасные химические вещества, входящие в состав бытовой химии; 3. О вреде бытовой химии; 4. Альтернатива использования бытовой химии

 

IV.Закрепление знаний студентов.

А теперь с помощью теста проверим, как вы усвоили материал .(слайд 13)

1.Витамин роста (А)

2.Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А)

3.Рахит возникает у детей при отсутствия витамина (Д)

4.Витамин,отсутствие которого вызывает цингу (С)

5.Поджелудочная железа вырабатывает гормон (глюкагон и инсулин)

6.Гормоны – адреналин, норадреналин вырабатываются (надпочечниками)

7.Амилаза расщепляет…(углеводы)

8.Белки переваривает фермент…(протеаза)

9.Расщепляет жиры фермент…(липаза)

Задачи: (Слайд 14-15)

  1. Запишите русские названия химических элементов: Ba, Al, Ni, N, Na.

Из первых букв названий вы узнаете фрукт, который рекомендуется для профилактики агрессивных состояний человека;

Ответ: Банан

2.Составьте уравнения химических реакций, и по количеству веществ, участвующих в реакции, вы сможете определить продукты, которые

А) стимулируют обмен веществ в мозге и этим облегчают процесс заучивания

* карбонат натрия и соляная кислота:

1 – морковь; 2 – ананас; 3 – горох; 4 – хлеб

Б) облегчают восприятие информации и восстанавливают силы

* алюминий с раствором серной кислоты:

1 – помидор; 2 – лимон; 3 – грейпфрут; 4 = сосиски

В) нейтрализуют отрицательные эмоции:

* железо с хлором:

1 – огурец; 2 – банан; 3 – клубника; 4 – яблоко

 

Ответ:

а) морковь и ананас ( Na2 CO3 + 2 HCl →)

б)лимон-облегчает восприятие информации, грейпфрут восстанавливает силы ( 2 Al + 3 H2 SO4  →)

в) банан и клубника ( 2 Fe + 3 Cl2 →)

  1. V. Дебрифингово-оценочный этап.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из дебрифингового экрана на слайде 16

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял(а), что…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрел(а)…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог(а)…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

 

Сегодня активно работали: ….  …… Я хочу выразить благодарность за активное участие на уроке. И ставлю им такие оценки….

В результате совместных усилий вы собрали важную информацию, которая будет полезна всем. У каждого на парте лежат карточки красного, желтого и коричного цвета. Студентам предлагается определить, насколько важную для себя информацию они получили на уроке, пригодится ли им она в будущей жизни. Для этого необходимо взять нужную карточку и показать ее. «Да» — красная; «Не знаю» — желтая; «Нет» — коричневая.

  1. VI. Домашнее задание (Слайд 17-18)

Подготовить сообщение на тему «Лекарства».

И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».