Бастауыш сынып
Жанайбаева Алия Салахеденовна, ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Мақала авторы: Жанайбаева Алия Салахеденовна
Жұмыс орны: Құрық ауылының "№1 орта мектебі" КММ
Лауазымы: бастауыш сынып мұғалімі
Порталға жариялану мерзімі: 09.02.2018


Что же включает в себя понятие «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это тот уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, через интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. На уроках русского языка и литературного чтения перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.), а также в целях передачи такой информации в реальном общении.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Анализ методической литературы, богатый педагогический опыт  позволил определить и успешно применять на практике своеобразную схему анализа текста. Ниже помещается примерный перечень вопросов-заданий, который может корректироваться в условиях работы  с конкретным текстом. Это не что иное, как универсальный алгоритм, облегчающий работу учащихся и одновременно приучающий их к дисциплине, бережному отношению к тексту.

 

Алгоритм

1.Внимательно прочитайте текст.

2.Какого типа текст перед вами?

3.К какому стилю речи относится текст?

4.Какова тема текста? Каков характер связи предложений в тексте?

5.Какие композиционные элементы  можно выделить в этом  тексте?

6.Посредством каких лексических и грамматических средств осуществляется связь между предложениями в тексте?

7.Какова главная мысль текста?

Дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть на всех других уроках, что предполагает владение учителями приемами и стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение приёмам чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разно жанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым будет соответствовать понятию целостности образовательного процесса. Всем этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умения учиться. Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе. Здесь главное – развивать и поддерживать интерес к чтению, рационально подбирать задания по формированию практических навыков:

— чтение, понимание, запоминание текстов разных видов;

— работа с различного рода первичными документами;

— подготовка оригинальных текстов докладов, сочинений и т. д

Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках литературного чтения, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. В практике, на уроках литературы, рекомендовать почаще использовать философские рассуждения при написании сочинений, при выражении своей точки зрения, основанной на жизненном опыте учащихся. Использовать дополнительные индивидуальные задания с успешными учащимися по предмету. Развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.