Физическое воспитание школьников

Дене тәрбиесі
Будко Ольга Николаевна, Физическое воспитание школьников

Мақала авторы: Будко Ольга Николаевна
Жұмыс орны: Международный колледж непрерывного образования
Лауазымы: Учитель физической культуры
Порталға жариялану мерзімі: 06.02.2016


Учитель  физической   культуры должен соответствовать по крайней  мере,  одному  требованию:  быть  здоровым.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебной и воспитательной работы в школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается многообразием форм , которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности , инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков , активности , находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным , эстетическим воспитанием и трудовым обучением , физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников. Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо — физиологическими и психологическими особенностями, а так же тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия ,к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в тоже время ощутимо ограничивается их двигательная активность 1 и возможность находится на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармонического развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. В соответствии с социально — экономическими потребностями современного общества , его дальнейшего развития , и, исходя из сущности общего среднего образования,целью физического воспитания в школе является содествие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Известно , что важнейшее условие становления здорового образа жизни есть адекватная индивидуальным способностям физкультурная деятельность , в процессе которой развиваются двигательные способности детей. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой , являются крепкое здоровье, оптимальный уровень двигательных способностей , знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы ( умения) осуществлять физкультурную, оздоровительную и спортивную деятельность.Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья,содействие гармоническому физическому развитию ; обучение жизненно важным двигательным умениям и способностям . Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласнос учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, 2 легкой атлетики ,игр. Эффективность обучения двигательнным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление , насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии , что они правильновыполняются. К тому же , рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных жизненных навыков развивает у детей уумения целесообразно распределить усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия. В своей работе я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые необходимо решать: дети не могут правильно двигаться, выполнять ОРУ, некоторые дети имеют подготовительную группу и специальную медицинскую группу, не могут подтягиваться из за слабости мыщц и т.д. Я поняла,что движение — потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний . Моя задача , как учителя физкультуры, привлечь детей заниматься физическими упражнениями не только в школе на уроках , но и дома, привлекая к этому родителей. Процесс обучения ,воспитания и физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности младших школьников . Научно доказано, что это отрицательно сказывается на здоровье , особенно ослабленных детей. Учитывая все это, я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности , дифференцирую задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому ребенку,как на уроках физической культуры , так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебе, а это задача одна из главных . Занимаясь данной проблемой , я всеучебные задачи решаю посредством учебных действий и действия 3 по преобразованию проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Изучив психолого- педагогическую теорию учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова » Возрастные и индивидуально- психологические особеннности формирования учебной деятельности » на своих уроках , дало мне возможность повысить знания детей о том , как научиться управлять своими движениями; развивать само умение управлять своими двигательными действиями, формировать положительное отношение к урокам физической культуры. Я поняла, что основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик , а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия , тем оптимальнее будет развиваться ученик. Трудоемкость опыта заключается в том , что ученик усваивает нечто в форме учебной деятельности только тогда , когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения , которое я стараюсь формировать у ребенка на уроках физической культуры. Это усвоение должно носить творческий характер , так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие — либо движения , сначала необходимо общая база для этого, становилось понятным и другое : чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Я считаю, что одним из основных требований , предъявляемых к учителю физической культуры , является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморгуляции в процессе двигательной деятельности. Чтобы у детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать спортивные массовые мероприятия так , чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности . Тема общей характеристики и возрастных особенностей -одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания. Какие двигательные способности развивать? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста , пола, индивидуальных оссобенностей , целенаправленных 4 воздействий и других факторов? Каковы основные положения , средства и методы совершенствования двигательных способностей ? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопрсов, которые возникли передо мной при изучении данной проблемы. Хорошая физическая подготовле нность , определяемая уровнем развития основных физических качеств , является основой высокой работоспособности во всех видах учебной , трудовой , и спортивной деятельности . Высокий уровень физической подготовленности обучающихся подтверждается не только качеством знаний , но и их активным участием в городских олимпиадах по физической культуре. Общешкольные физкультурно — массовые и спортивные мероприятия — это важнейшая составляющая процесса физического воспитания школьников . Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает , что многие школьники не могут добиться высоких рзультатов в беге, прыжках, , в метании не потому что им мешает плохая техника движений , а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведенные данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта , более точно определить дозировку физической нагрузки . Важность этой работы обуславливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности , типологичские и личные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки , присущие определенным группам учащихся: например ,по физической подготовленности , а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета , который позволяет мне как учителю видеть объяктивную картину исходных показателей физической подготовленности.